С 3 августа 2022 года отдел обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представляет литературный календарь на август 2022 года.
4 августа исполняется 230 лет со дня рождения английского поэта, драматурга Перси Биш Шелли (1792 – 1822)
Будущий поэт рос ребенком мечтательным, склонным к созерцательности и уединенным размышлениям. Его впечатляли как страшные сказки, так и опыты по химии. Отец отдал сына в Итонскую школу. Здесь жизнь повернулась к Шелли своей не самой приглядной стороной: издевки и насмешки товарищей, колкости преподавателей над женственностью его натуры и др. Потребность в творчестве постепенно захватывает душу юноши целиком. После распространения написанной Шелли брошюры о необходимости атеизма, начальство Оксфордского университета, где он тогда обучался, исключает богоборца из числа студентов. Отец назначает ему годичное содержание, что позволяет вести безбедную жизнь и быть полностью предоставленному самому себе. Наступают годы скитаний. Шелли в первый раз женится. Брак не принес обоим супругам счастья.
Молодой человек восстанавливает против себя общественное мнение Англии и вынужден покинуть свое Отечество, уехав на четыре года в Италию. Второй брак Шелли оказался куда более удачлив. Супруга, Мэри, разделяла взгляды мужа, они души не чаяли друг в друге. Пребывание на родине античности обострило интерес Шелли к греческой культуре и словесности. В мае 1822 года Шелли, давно мечтавший о морских путешествиях (при этом сам не умевший даже плавать), приобрел яхту под названием «Ариэль». Во время возвращения из Ливорно хрупкое суденышко попадает в сильный шторм. Труп Шелли был выброшен на берег через два дня. После кремации урна с прахом была переправлена в Рим, где и захоронена на одном из протестантских кладбищ, рядом с могилой сына Шелли, умершего в младенчестве. Поэту шел тогда тридцатый год…
Шелли Шелли как личность формировался под влиянием идей Великой французской буржуазной революции с ее верой в Разум, идеями свободы, равенства и братства, но испытал и серьезное воздействие нарождающегося тогда романтизма. Не случайно его воспринимают как ярчайшего романтика своего времени, жизнь которого не менее интересна и захватывающа, чем его поэтические произведения. Именно стихи и поэмы, а не политические статьи и памфлеты обессмертили имя Шелли. Впрочем, прояви он большую последовательность и целеустремленность, мог бы состояться как крупный политик и общественный деятель. Беда в том, что взгляды Шелли намного опережали свое время. Консервативное английское сознание еще не было готово адекватно их воспринять. Известность Шелли принесли поэмы «Королева Маб», «Аластор», «Возмущение ислама». Шелли обращался и к созданию драматических произведений («Освобожденный Прометей», «Ченчи»). Шелли не был «чистым» художником. На всем, что им написано, лежит отпечаток его незаурядной личности, а также запечатлены приметы времени, проступающие даже сквозь призму художественного вымысла.
Литература:
1.Шелли П.Б. Избранные произведения. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Философские этюды./П.Б. Шелли.- М.: РИПОЛ КЛАССИК,1998.-800с.
2.Шелли П.Б. Великий Дух: Стихотворения/П.Б.Шелли, пер. с англ. К.Д. Бальмонта. – М.:ТОО Летопись,1998.-442с.
3.Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность/А.А. Елистратова. – М.:Наука,1960.-506с.
4.Неупокоева И. Революционный романтизм Шелли/И.Г. Неупокоева.- М.: Худож. литература,1959.-472с.
5.Зарубежные писатели. Биобилиографический словарь для школьников и поступающих в вузы:В 2ч.Ч2:М –Я/Под ред. Н.П. Михальской. – М.:ДРОФА,2003. -624с.
10 августа исполняется 110 лет со дня рождения бразильского писателя Жоржу Амаду (1912 – 2001)
Родился 10 августа 1912 в Ильеусе (шт. Баия), сын мелкого плантатора. Писать начал с 14 лет. В ранних романах Страна карнавала (O paiz do carnaval, 1932), Мертвое море (Mar morto, 1936), Капитаны песка (Capites da areia, 1937) описывал борьбу трудящихся за свои права. Показателен в этом отношении роман Жубиаба (Jubiab, 1935), герой которого, в детстве беспризорник-попрошайка, делается сначала вором и главарем банды, а затем, пройдя школу классовой борьбы, становится прогрессивным профсоюзным лидером и образцовым отцом семейства.
Активист компартии Бразилии, Амаду не раз высылался из страны за политическую деятельность. В 1946 он был избран депутатом Национального конгресса, двумя годами позже, после запрещения компартии, снова был выслан. За последующие четыре года объехал ряд стран Западной и Восточной Европы, Азии и Африки, встречался с П. Пикассо, П.,Элюаром, П. Нерудой и другими видными деятелями культуры. По возвращении на родину в 1952 всецело отдался литературному творчеству, став певцом родной Баии, с ее тропической экзотикой и ярко выраженным африканским началом в культуре. Его романы отличает интерес к народным традициям и магическому ритуалу, вкус к жизни со всеми ее радостями. Идеологические установки в творчестве уступают место собственно художественным критериям, действующим в русле того чисто латиноамериканского направления, которое получило в критике название «магического реализма».
Начало этим переменам положил роман Бескрайние земли (Terras do sem fim, 1942), за которым последовали другие романы того же направления — Габриэла, корица и гвоздика (Gabriela, cravo e canela, 1958), Пастыри ночи (Os pastores da noite, 1964), Дона Флор и два ее мужа (Dona Flor e seus dois maridos, 1966), Лавка чудес (Tenda dos milagres, 1969), Тереза Батиста, уставшая воевать (Teresa Batista, cansada de guerra, 1972), Засада (Tocaia grande, 1984) и другие. В 1951 Амаду был удостоен Ленинской премии, в 1984 награжден орденом Почетного легиона (Франция).
Умер Амаду в Салвадоре (шт. Баия) 6 августа 2001.
Литература:
1.Амаду Ж. Дона Флор и два ее мужа: роман/Ж.Амаду, пер. с португальского Ю.Калугина. – М.:Прогресс,1970.-450с.
2.Амаду Ж. Исчезновение святой: роман /Ж. Амаду, пер. с португальского А.С. Богданского. – М.:АСТ:Астрель,2010.- 380 с.
3.Литература: Энциклопедия. – М.:ОЛМА – ПРЕСС,2001.-320с.
14 августа исполняется 155 лет со дня рождения английского писателя, драматурга Джона Голсуорси (1867 – 1933)
Родился в Кингстон-Хилле (графство Суррей). Учился в Харроу-Скул и Нью-Колледже Оксфордского университета, в 1889 г. получил степень бакалавра юриспруденции, был принят в адвокатуру. Несколько лет провел в путешествиях, занимался адвокатской практикой. В 28 лет начал писать; свою первую книгу «Под четырьмя ветрами» опубликовал в 1897 г. Романы «Джослин» и «Вилла Рубейн» издал под псевдонимом Джон Синджон. С первого же изданного под своим именем романа «Остров фарисеев» Голсуорси последовательно критиковал английское общество —романы «Собственник», «Усадьба», «Братство» и «Патриций». В них сатирически изображались нравы, мораль и убеждения коммерсантов, земельных собственников, художественной среды и правящей аристократии. Из числа романов, критикующих английскую жизнь, следует исключить «Темный цветок», «Фриленды», «Сильнее смерти» и «Путь святого», в каждом из которых затрагивается некая социальная проблема и, как правило, излагается история любви. Помимо 16 романов, Голсуорси написал 25 пьес (из них шесть одноактных). В них автор развивает главным образом социальные темы собственности, классовости правосудия, лицемерия высших слоев общества в области морали и т. д. Наиболее известны «Серебряная коробка», «Борьба», «Правосудие», «Простофиля», «Беглая», «Толпа» и «Мертвая хватка». РЕКЛАМА В трех своих сборниках рассказов, вошедших в собрание сочинений под общим заглавием «Караван», выявляет себя прежде всего социальным художником. Таковы рассказы «Парень из Девона», «Заключенный», «Рабочие», «Лес», «Вражда», «Шантажист» и т. д. Ряд новелл свидетельствует о мастерстве Голсуорси в анализе человеческой психики («Мельник из Ди», «Прощанье», «Пробуждение» — интерлюдия из «Саги о Форсайтах», — «Гедонист», «Молчание» и др.). Помимо этих книг издал сборник стихотворений «Стихи новые и старые» и три сборника статей и очерков. В 1917 г. Голсуорси вернулся к «Собственнику», в критическом отношении самому сильному своему роману, и, добавив к нему сначала интерлюдию «Последнее лето Форсайта», затем «В петле», и «Сдается в наем» создал свою великую трилогию «Сага о Форсайтах». За ней последовала вторая трилогия «Современная комедия», в которую вошли «Белая обезьяна», «Серебряная ложка» и «Лебединая песнь». «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» — это история трех поколений типичной богатой семьи, эпопея английской жизни конца XIX — начала XX вв. Вечные темы Цитаты про жизнь Мудрые цитаты известных писателей, ученых и философов про жизнь человека В ноябре 1932 г. Голсуорси стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. В творчестве Голсуорси сочетаются импрессионизм и реализм; нравственная проповедь и гуманизм. Он глубоко чувствовал красоту жизни и одновременно был летописцем общества, озабоченным социальной несправедливостью. Умер Голсуорси в Хэмпстеде (Лондон) 31 января 1933 г.
Литература:
1.Голсуорси Д. Сага о Форсайтах: роман/Д. Голсуорси, пер. с англ. М.Лорие.- М.:Худож. литература,1973.-750 с.
2.Голсуорси Д.Сага о Форсайтах/ Д.Голсуорси.- М.: Лорие 2013.- 864с.
3.Голсуорси Д. Сага о Форсайтах: роман / Д. Голсуорси- М.: Худож. литература, 2013.- 864с.
Универсальный читальный зал