С 22 июля 2022 года в отделе краеведческой и национальной литературы представлена выставка, посвященная одному из основоположников дагестанской русскоязычной литературы, ученому-арабисту и этнографу Абдулле Омарову.
Абдулла Омаров родился в 1835 году в селении Куркли Лакского округа в семье крестьянина.
После завершения мусульманского образования в родном селении он совершенствовал знания во многих селениях, в том числе в Кумухе. Судьба свела его с представителями передовой прогрессивно мыслящей русской интеллигенции 60-70-х годов XIX века, что благотворно отразилось на его творчестве. Большое влияние на духовный рост, идейную направленность творчества Омарова оказали известный лингвист того времени П. К. Услар, революционеры-демократы Н.И. Воронов, Д.С. Старосельский. Под их благотворным влиянием, хорошо изучив и навсегда полюбив русский язык, он своеобразно и выразительно рассказал русским много ценного о своих земляках, об их нелегкой жизни.
А. Омаров был первым собирателем и переводчиком на русский язык лакских народных сказок и анекдотов, которые он издал в первом выпуске «Сборника сведений о кавказских горцах» (Тифлис, 1868) под названием «Казикумухские (лакские) народные сказания». Омаров перевел с арабского на русский язык трактат шейха Джамалутдина «Адабуль-Марзия», а также легенды, поучения и письма. По инициативе П.К. Услара в Кумухе в 1866 году была открыта школа, в которой в течение 3-х месяцев более 30 учеников научились грамоте под руководством А. Омарова. Для работы в школе А. Омаров издал в Тифлисе «Казикумухскую азбуку», составленную П.К. Усларом при содействии самого А. Омарова. Жанров литературы, в которых Омаров работал, всего два: очерки и письма. В очерках он выступает и как ученый- этнограф, и как искусный писатель одновременно.
В силу этого «Воспоминания муталима» и «Как живут лаки» Абдуллы Омарова справедливо назвать энциклопедией жизни его народа. Оба произведения имеют колоссальное познавательное значение. Лингвисты, фольклористы, следовавшие по стезе П.К. Услара, не могут не отметить значительной роли Абдуллы Омарова в создании грамматики лакского языка и сборе лакского фольклора. Писательское мастерство А. Омарова и его прогрессивная деятельность вдохновили журналистов, писателей. Д.Н. Трунов в книге «Свет из России», в очерке о П.К. Усларе, сказал много лестного и об Омарове, как ученике знаменитого лингвиста: «Первым среди них хочется поставить Абдуллу Омарова. Это был одаренный человек, обладающий незаурядным умом. Он замечателен и как историк, и как этнограф, педагог, собиратель фольклора, переводчик». Из-под пера народного поэта Дагестана Ю.Р. Хаппалаева вышла большая поэма об Омарове - «Безгрешный грешник». Огромный вклад в изучение жизни и творчества А. Омарова внес крупный ученый-литератор Абачара Гусейнаевич Гусейнаев.
Абдулла Омаров - один из немногочисленных дагестанцев, который еще в середине XIX века оценил значимость присоединения Дагестана к России и с этих позиций рассматривал прошлое своего народа.
Литература, представленная на выставке:
1. Омаров Абдулла. Дагестан: Время и судьбы. - Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1990. - 312с.
2. Ахмедов С.Х. История лакской литературы: В 2т. Т1. Дореволюционная литература. – Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2008. - 317с.
3.Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана (досоветский период). - Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2007. - 768с.
4. Омаров А. Как живут лаки (Воспоминания муталима). – Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2011. - 280с.
5.Трунов Д. Свет из России. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1956. - 205с.
А. Бижитуева, отдел краеведческой и национальной литературы