«Россия во весь рост»

С 7 июля 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Россия во весь рост», посвященная 130-летию со дня рождения советского художника Павла Дмитриевича Корина.

Каждый художник оставляет после себя зримый след на Земле. Картины и скульптуры выражают дух того времени, в котором он жил.

Павел Дмитриевич Корин - одна из самых крупных, сложных и трагических фигур в русском искусстве XX века. Родился он в знаменитом селе Палех в семье потомственных иконописцев 7 июля 1892 года. Это были годы, когда здесь уже сформировался и достиг расцвета свой особенный, неповторимый стиль иконописания.

В 1903 году Павел поступил в Палехскую школу иконописи. Эта школа за время своего существования с конца XVII века накопила богатую историю, впитавшую в себя тенденции и стилевые особенности как старой, так и светской европейской живописи. Здесь Павел и постигал премудрости построения композиции, многофигурности, учился выстраивать цветовую гамму и пейзажные элементы.

В 1907 году учёба была успешно завершена. Начинающего художника приняли учеником в иконописную палату при Донском мужском монастыре, действующем на территории Москвы с конца XVI века.

В 1909 году шестнадцатилетний мастер-иконописец Павел Корин уехал в Москву продолжить художественное образование. Сердце его лежало к реалистической живописи, он приходил в восторг, рассматривая репродукции с картин великих мастеров Высокого Возрождения. С поры первого знакомства с этими образцами и на всю оставшуюся жизнь незыблемо составились его идеалы в искусстве: только высокое, трагичное, духовное, героическое должно являться содержанием его творчества. Он понимал, что высокие мысли должно выражать могучей пластикой.

Поселившись в Москве, Корин познакомился с М.В. Нестеровым. Молодой палешанин нашел в лице маститого художника друга, единомышленника и мудрого наставника, который направил его на путь систематического художественного образования.

Окончив институт живописи, ваяния и зодчества, Корин продолжал совершенствовать художественное ремесло. До 30 лет не дерзал браться за собственное творчество, считал себя учеником. По собственному выражению, «вытравливал из себя XVII век», последовательно развивая свой и без того мощный дар рисовальщика. Личная глубокая вера, укорененность в народных традициях, недюжинный талант и исключительная трудоспособность Корина готовили для русской культуры художника яркого и вдумчивого.

По-настоящему талант Корина оказался востребован во время Великой Отечественной войны. Эта небывалая беда вынудила власть вспомнить о тысячелетней истории России, вызвала всплеск творческих и духовных сил у нашего начавшего терять историческую память народа. Корин все свое знание о духовной красоте и стержневых качествах русского человека, вынесенное из этюдов к «Реквиему», вложил в триптих «Александр Невский», написанный им в 1942 году. Эта работа наравне с гимном «Вставай, страна огромная» явилась в тот период чем-то большим, нежели простое художественное произведение. Им были написаны много картин, таких как: «Портрет художника», «Пейзаж с церквушкой. Плес», «Ранняя весна», «Меценат», «Опять провалился», «Больной художник», «Пастушки», «Бурлаки», «Сарай», «За книгой» и другие.

Павел Корин так и не написал своего «Реквиема». С 1932 года и до самой смерти художника в его мастерской стоял исполинский холст, загрунтованный серой краской, к которому так и не притронулась рука мастера. Он как немой укор. Но не художнику, а эпохе, в которой ему выпало жить. Огромный холст — как размах нашей необъятной Родины, а его нетронутость — символ не реализованного нашим народом могучего творческого потенциала. Гениальные этюды Корина, как и выдающиеся подвиги, которыми украсил себя русский народ, истощив свои последние силы, творились не во имя, а вопреки своему времени.

3навшие Павла Корина на закате его жизни свидетельствуют, что у него были глаза исстрадавшегося человека. Он часто с горечью повторял, что не выполнил своего предназначения.

Павел Дмитриевич Корин скончался в Москве 22 ноября 1967 года и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература, представленная на выставке:

1. Кисилева, Екатерина Георгиевна. Дом Павла Корина / Е. Г. Кисилева. - Москва: Московский рабочий, 1975. - 170с.

2. Павел Корин. Портреты. : [Изоматериал] / составитель Конечна Г. - Ленинград: Аврора , 1973. - 15с.

3. Павел Дмитриевич Корин: Каталог выставки к 70-летию со дня рождения и 45-летию творческой деятельности. - Москва: Академия художеств СССР, 1963. - 60с.

4. Михайлов, Николай Александрович. Павел Корин / Н. А. Михайлов. - Москва: Изобразительное искусство, 1982. - 104с.

5. Популярная художественная энциклопедия: архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. А-М / главный редактор В. М. Полевой. - Москва: Советская энциклопедия, 1999. - 447с.

6. Разгонов, Сергей Николаевич. Высота жизнь и дела Павла Корина / С. Н. Разгонов. - Москва: Советский художник, 1978. - 158с.

7. Русские художники от А до Я: альбом / авторы: Е. М. Алленова, Н. А. Борисовская, Т. И. Володина. - Москва: Слово, 1996. - 216с.

8. Художник Алексей Михайлович Корин 1865-1923: Сборник материалов и каталог выставки произведений / Союз художников РСФСР; сост., авт. предисл. В. П. Лапшин. - Москва: Советский художник, 1981. - 199с.

9. Энциклопедия символизма: энциклопедия / авторы-составители: Г. В. Дятлева, Е. Н. Биркина; редактор Т. Е. Ширма. - Москва: Олма-Пресс Образование, 2003. - 318с.

10. Энциклопедия искусства XX века / Автор-составитель О. Б. Краснова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 352 с.

Отдел литературы по искусству