С 15 апреля 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Гений всех эпох», посвящённая 570-летию со дня рождения знаменитого итальянского художника Леонардо да Винчи.
Таланты Леонардо да Винчи многогранны и непредсказуемы, как и повороты его судьбы, а история жизни великого мастера до сих пор полна загадок. Очевидно одно — каждое полотно, созданное Леонардо да Винчи, — это отражение не только его художественного гения, но и удивительных находок в совершенно других сферах его интересов — от анатомии до изучения природы, от проектирования до музыки.
В одном из домов городка Винчи расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения (а может быть, и всех времен) — Леонардо. Исследователь загадочных явлений, создатель тревожащих воображение улыбок, за которыми кроется непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность, в горные выси, он казался современникам волшебником. Люди последующих поколений называли его итальянским Фаустом. Общепризнанный гений, считающийся одним из величайших художников всех времен. Леонардо да Винчи, кроме прочего, считается изобретателем парашюта, вертолета и танка. Созданные им живописные образы за несколько веков превратились в культурные иконы, бесконечно цитируемые и пародируемые. Достаточно вспомнить такие картины Леонардо да Винчи, как «Леда», «Спаситель мира», «Дама с горностаем» и прекрасная «Мона Лиза» — уникальные, узнаваемые, написанные с величайшим мастерством.
Отец Леонардо распознал талант своего сына и, когда мальчику было около пятнадцати лет, разрешил ему стать учеником в мастерской художника Андреа Верроккьо. Это стало первым важным этапом биографии Леонардо да Винчи. Уже в детстве у него проявились способности в самых разных областях деятельности. За время обучения Леонардо постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни.
Когда юноше исполнилось 20 лет, он продолжил работать у своего учителя. Верроккьо, конечно, видел, насколько одарённым был его ученик. Он часто доверял Леонардо дописывать на своих полотнах какие-либо фрагменты, например, второстепенных героев, птиц или растения. Интересно, что своя мастерская появится у Леонардо да Винчи уже через 4 года.
В 1482 г. Леонардо да Винчи прибыл в Милан к герцогу Лодовико Сфорцо, который остро нуждался в талантливых инженерах.
Леонардо да Винчи не подвел герцога, сумев соорудить необходимые приспособления, оказавшиеся намного лучше тех, что предлагали другие изобретатели. Неудивительно, что Сфорцо очень дорожил необыкновенно талантливым художником и ученым. В итоге Леонардо да Винчи пробыл при дворе Лодовико Сфорцо приблизительно 17 лет.
За этот период своей биографии ему удалось создать много гениальных картин и скульптур, и выполнить массу анатомических набросков. Кроме этого великий Леонардо начертил множество чертежей разных аппаратов. Ему хотелось сконструировать машины, которые бы могли ездить не только по земле, но также плавать под водой и летать в небе. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.
В 1516 г., за 3 года до смерти, Леонардо да Винчи поехал во Францию, где пробыл до конца своей жизни. В этой поездке его сопровождал один из учеников и главный последователь его художественного стиля – Франческо Мельци. За годы, проведенные во Франции, да Винчи практически не писал картин, занимаясь по большей части переработкой и редактированием своих научных исследований, трактатов о живописи и анатомии. К сожалению, Леонардо да Винчи так и не удалось опубликовать ни одно из своих анатомических исследований. После смерти художника в 1519 году около 6500 страниц из его трактатов рассредоточились по всей Европе. К 1690 году почти все известные анатомические зарисовки да Винчи были собраны в британской Королевской коллекции, однако никто не придавал им особого значения и не публиковал их вплоть до конца XIX века. Поэтому огромное количество исследований и открытий, совершенных мастером за несколько столетий до этого, так и не вошли в историю науки.
Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. И был похоронен при церкви Сен-Флорентен неподалеку от замка Клу. Однако церковь была разрушена во время Французской Революции, а в начале XIX века ее окончательно сравняли с землей.
По словам его биографа Джорджо Вазари, «рождение Леонардо и было величайшим даром для Флоренции, а смерть его – более чем непоправимой утратой». Искусством Мастера гордится не только его родина. Весь мир, ощущая свою сопричастность с гением, не устаёт интересоваться его благими трудами. «Человек эпохи Возрождения», «универсальный гений» — именно так биографы чаще всего описывают Леонардо да Винчи. Его таланты и области интересов были столь многочисленными и разнообразными, что в их соседство в одном-единственном человеке сложно поверить. Однако Леонардо был человеком поистине уникальным.
Издания, представленные на выставке:
1. Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения / М. Алпатов. - Москва: Искусство, 1976. - 288 с.: цв. ил.
2. Арган Дж. К. История итальянского искусства / Дж. К. Арган; перевод с итальянского Г. П. Смирнова. - Москва: Радуга, 2000. - 533 с.
3. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л. М. Баткин. - Москва: Искусство, 1990. - 415 с.: цв. ил.
4. Вазари Дж. Избранные жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: сборник биографической информации / Д. Вазари; редактор А. Г. Габричевский; перевод А. И. Венедиктова. - Москва: Астрель, Аст, 2001. - 612 с.
5. Геташвили Н. В. Леонардо. / Н. В. Геташвили. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 128 с.: портр., цв.ил. - (Галерея гениев).
6. Жданов Д. А. Леонардо да Винчи - анатом: монография / Д. А. Жданов; Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт. - Москва; Ленинград: Медгиз, 1955. - 80 с.: ил.
7. Зубов В. П. Леонардо да Винчи: 1452-1519 / В. П. Зубов; Ответственный редактор Б. Г. Кузнецов. - Москва; Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1962. - 371 с.
8. Кеменов В. С. Художественное наследие и современность: От Леонардо да Винчи до Рокуэлла Кента: сборник статей / В. С. Кеменов. - Москва: Изобразительное искусство, 1989. - 269 с. : ил., портр.
9. Криспино Э. Леонардо. Сокровищница мировых шедевров / Э. Криспино. - Харьков: Книжный Клуб; Белгород: Клуб семейного досуга, 2011. - 160 с.: цв. ил.
10. Ионина Н. А. Сто великих картин: справочное издание / Н. А. Ионина. - Москва: Вече, 2000. - 510 с. : ил. - (100 великих). - Загл. обл.: 100 великих картин.
11. Нардини Б. Жизнь Леонардо / Б. Нардини. - Москва: Планета, 1978. - 295 с.: цв. ил.
12. Педретти К. Леонардо / К. Педретти; перевод с итальянского Е. Архиповой. - Москва: Детская литература, 1986. - 135 с.: цв. ил.
13. Санти Б. Леонардо да Винчи / Бруно Санти; перевод с итальянского С. И. Козлова. - Москва: Слово, 1990. - 80 с.: цв.ил.
14. Уоллэйс Р. Мир Леонардо 1452-1519 / Роберт Уоллэйс; перевод с английского М. Карасевой. - Москва: ТЕРРА - TERRA, 1997. - 192 с.: цв.ил. - (Библиотека искусства).
15. Шрамкова Г. И. Искусство Возрождения: Италия. Нидерланды. Германия. Франция. / Г. Шрамкова. - Москва: Изобразительное искусство, 1977. - 368 с.: цв.ил.
Отдел литературы по искусству