«С верой в красоту и совершенство»

С 4 апреля 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «С верой в красоту и совершенство», посвященная 90-летию со дня рождения российского кинорежиссера Андрея Арсеньевича Тарковского.

Имя Андрея Тарковского золотыми буквами вписано в историю советского кинематографа, он по праву стал одним из величайших деятелей кинопроизводства.

Его фильмы смотрели зрители в Европе и Америке, они вошли в классику мирового кино. Кино для Тарковского было не ремеслом или развлечением, и даже не источником дохода. Это был смысл его жизни. Он уважал искусство, преклонялся перед ним, поэтому его работы так не похожи на творчество других режиссеров.

Андрей Арсеньевич Тарковский родился 4 апреля 1932 года  в маленьком селе Завражье Костромской области. Семья его была творческой, особенно отец: Арсений Александрович был известным  поэтом, сценаристом и переводчиком. К сожалению, его брак с матерью Андрея распался, когда мальчику едва исполнилось 3 года.

Его воспитание было традиционно - художественным.  С семи лет он посещал районную музыкальную школу, а в седьмом классе поступил в Московское художественное училище, где занимался рисованием.

В 1951—1952 годах Тарковский учился на арабском отделении Московского института востоковедения, однако оставил учёбу, получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре.

В мае 1953 года Тарковский устроился коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото в далёкий Туруханский район Красноярского края.  По возвращении из экспедиции Тарковский подал документы во ВГИК и был принят на режиссёрское отделение в мастерскую Михаила Ромма.  «Выбор этот был скорее случайным, чем осознанным», — признался он позднее.

Художественный мир Андрея Арсеньевича Тарковского странен и загадочен, образы его фильмов обладают тем  необъяснимым магическим воздействием, которое свойственно только самым выдающимся творениям культуры.

Первой курсовой работой Тарковского стал короткометражный фильм «Убийцы», поставленный осенью 1956 года совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку по рассказу Хемингуэя. Эта работа получила высокую оценку Ромма. За ней последовал короткометражный фильм «Сегодня увольнения не будет…».

Его первой полнометражной постановкой стал фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван». Пронзительно-трагическая история подростка, в которой светлый мир детства противопоставлялся мрачным реалиям войны, произвела настоящую сенсацию в мировом кино. Фильм был удостоен «Золотого льва святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции  и многих других кинопремий. Тем временем Тарковский приступил к работе над фильмом об Андрее Рублёве, в котором главный герой находился в мучительном поиске себя в отношениях с миром и с людьми.

В 1970 году после почти пятилетнего перерыва Тарковский приступил к съёмкам фильма «Солярис». Герои этой философско-фантастической драмы по одноимённому роману Станислава Лема — представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мире космической станции, исследующие планету Солярис. А в 1974 году режиссёр снял свой самый исповедальный фильм «Зеркало».

В 1980 году Тарковский отправился в Италию для работы над сценарием фильма «Ностальгия». В 1983 году фильм «Ностальгия» был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз за режиссуру. Среди его известных работ можно назвать: « Каток и скрипка», «Застава Ильича», «Сергей Лазо», «Один шанс из тысячи», «Ташкент-город хлебный», «Конец атамана», «Лютый» и другие.

Последние годы жизни режиссёр провёл в Милане, где снял легендарное «Жертвоприношение». За решение остаться на Западе власти СССР поспешили вычеркнуть Андрея Арсеньевича из истории советского кинематографа, однако изменили решение, узнав о болезни мэтра. Тарковский ушел из жизни в декабре 1986 года.

Литература, представленная на выставке:

1. Гордон, Александр. Не утоливший жажду: Об Андрее Тарковском / А. Гордон. - Москва: Вагриус, 2007. - 384с.

2. Евлампиев, И. И. Художественная философия Андрея Тарковского / И. И. Евлампиев. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. - 349с.

3. История отечественного кино. - Москва: Прогресс-Традиция, 2005. - 528 с.

4. Кононенко, Н. Г. Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма. / Н. Г. Кононенко. - Москва: Прогресс-Традиция, 2011. - 288с.

5. «Мир и фильмы Андрея Тарковского» / составитель Сандлер А.М. - Москва: Искусство, 1990. - 398с.

6. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000: кинословарь. - СПб.: Сеанс.Т.3, Ч.1. Р-Я., 2001. - 624 с.:

7. О Тарковском: сборник / составитель М. А. Тарковская. - Mосква: Прогресс, 1989. - 400с.

8. Польская, Л. Кто делает кино?: Очерк / Л. Польская. – Москва: Детская литература, 1987. - 208с.

9. Туровская, М. И. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского: биография отдельного лица / М. И. Туровская. - Москва: Искусство, 1991. - 255с.

10. Экран 89 / сост. Ю. Тюрин. - Москва: Искусство, 1989. - 320 с.

Отдел литературы по искусству