С 23 января 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «С душой, полной солнца», посвященная 190-летию со дня рождения французского художника Эдуарда Мане.
Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в фамильном особняке в Париже. Его отец был судьей, а мать - дочерью дипломата и крестницей шведского короля. Предполагалось, что сын пойдет по стопам отца и сделает карьеру в области права. Но дядя Мане, Эдмон Фурнье рано разглядел художественный талант племянника. Вместе они посещали Лувр и другие музеи. Помимо колледжа, он посещал курсы рисования.
В 16 лет Эдуард Мане столкнулся с решительным протестом отца против дальнейшего художественного образования. Компромиссным решением стала морская школа. Юноша отправился в путешествие на учебном судне, но и на нем учился писать морские пейзажи. Экзамены в результате были провалены, но качество рисунков убедило отца в творческом призвании сына.
Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Во многом являясь предшественником и вдохновителем импрессионистов, Мане в то же время расходится с ними в некоторых важных моментах: в своих произведениях он сохраняет конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляет в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяет бытовому жанру.
Творчество Эдуарда Мане стало переходным звеном между реализмом и импрессионизмом. За это Эдуарда Мане называют последним из великих художников-классиков и первым представителем современного искусства. На полотнах Мане светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, контуры изображаемого теряют четкость, как бы растворяются в световоздушной среде. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком.
В своём творчестве Эдуард Мане часто использует и переосмысляет сюжеты и мотивы живописи старых мастеров. Он стремится наполнить их современным звучанием. Им были написаны такие знаменитые картины как: «Завтрак на траве», «Олимпия», «Бой быков в Мадриде», «Балкон», «Бар "Фоли - Бержер"», «Арджантей», «В лодке», «Флейтист», «Портрет Эмиля Золя», «Казнь императора Максимилиана», «Букет сирени», «Кабачок» и другие.
Хотя Мане никогда не ставил себе цель эпатировать общество, две его работы спровоцировали настоящий скандал. Это выставлявшиеся картины в Салоне отверженных «Завтрак на траве» и «Олимпия». Последняя вызвала беспрецедентный шквал возмущения со стороны почтенной публики, которая привыкла видеть на картинах прекрасных Венер, но не дам полусвета.
Вершиной творчества этого мастера считается поздняя картина «Бар в Фоли-Бержер». Она в полной мере демонстрирует метод Мане: техническое совершенство, отточенное копированием классиков и годами работы, сочетается с современным автору сюжетом. В центре внимания произведения - красивая и несколько грустная девушка, погруженная в свои мысли. За ней, будто мираж, отражается в зеркале зал, полный шумной публики. На переднем плане - искусно исполненные натюрморты с цветами, фруктами и шампанским.
На протяжении всей жизни Эдуард Мане оставался верен своей идее «писать только то, что видишь». После смерти слава Мане непрестанно возрастала. В 1884 году друзья открыли выставку его картин, которая стала посмертным абсолютным признанием гения. Его творчество оказало мощное влияние на современную живопись и послужило истоком новому художественному течению, получившему название «импрессионизм».
Литература, представленная на выставке:
1.Вентури, Лионелло. От Мане до Лотрека : монография / Л. Вентури ; перевод Ц. И. Кин ; под редакцией А. Г. Габричевского. – Москва: Издательство иностранной литературы, 1958. – 131с.
2. Дзуффи, Стефано. Большой словарь художников от А до Я / С. Дзуффи. – Москва: ОМЕГА, 2008. – 512с.
3. Жабцев, Владимир Митрофанович. Французская живопись. / В. М. Жабцев. - Минск : Харвест, 2008. - 128 с.
4. Легенды мировой живописи. Мастера живописи XIII-XX веков / автор-составитель В. Н. Сингаевский. – Москва: АСТ, 2009. – 320с.
5. Эдуард Мане: Альбом / автор-составитель М. Н. Прокофьева; рецензент Т. А. Седова. - 2-е издание. - Москва : Изобразительное искусство, 1988. - 48 с.: ил.; 21 см. - 40 000 экз. - 1.00 р.
6. Мане, Эдуард. Восемь картин из музея Д,Орсе (Лувр) : каталог выставки / Э. Мане ; автор предисловия Б. Зернова ; Государственный Эрмитаж. – Ленинград: [б. и.], 1985. – 28с.
7. Перрюшо, Арни Эдуард Мане / Арни Перрюшо ; перевод с французского М. Н. Прокофьева. – Москва: Молодая гвардия, 1976. – 320с.
8. Ревалд, Джон. История импрессионизма / Д. Ревалд ; перевод П. В. Мелкова ; художник В. А. Тогобицкий. – Москва: ТЕРРА - Книжный клуб "Республика", 2002. – 416с.
9. Рей, Роберт Мане / Роберт Рей. – Москва: Слово, 1995. – 95с.
10. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. / составитель Т. Г. Петровец. - Москва : Олма - Пресс, 2001. – 320с.
11. Чегодаев, А. Д. Эдуард Мане / А. Д. Чегодаев. – Москва: Искусство, 1985. -333с.
Отдел литературы по искусству