«Урбинский мечтатель и его мадонны»

Сектором краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова для широкого круга читателей организована выставка, посвящённая 535-летию со дня рождения Рафаэля Санти.

Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье придворного поэта и живописца урбинских герцогов Джованни Санти. Семья Рафаэля не могла похвастаться древностью рода – его предки происходили из небольшого городка Корбольдоло близ Урбино и были мелкими торговцами.

Детские и юношеские годы Рафаэля прошли в окружении искусства. Джованни Санти был первым учителем Рафаэля, и он смог привить мальчику вкус к прекрасному, познакомить его с миром современного искусства. Рафаэль сблизился с сыном Федериго да Мантефельтро, Гвидабальдо. В течение всей жизни он пользовался дружеской поддержкой и покровительством его жены, Елизаветы Гонзаго.

В 1491 году Рафаэль потерял мать, а через три года, в 1494 году, умер отец. Одиннадцатилетний мальчик остался сиротой на попечении дяди Фра Барталамео.

После смерти отца Рафаэль в течение примерно пяти лет учился в мастерской придворного живописца урбинских герцогов Тимотео Вити.

В 1500 году Рафаэль прибыл в Перуджу, где поступил в мастерскую Перуджино.

Примерно между 1503 и 1504 годами Рафаэль написал по заказу для церкви Сан Франческо в небольшом городе Чита ди Кастелло алтарный образ

«Обручение Марии» – произведение, которое достойно завершило ранний период его творчества. За четыре года пребывания во Флоренции Рафаэль создал знаменитые картины мадонн. «Ещё не достигший двадцати лет мастер одним лишь порывом души находит выражение всем одолевающим его чувствам в ряде небольших картин, решающих вечную тему – Материнство», – пишет И. Долгополов.

Цикл неповторимых по своей прелести, духовному богатству и какому-то особому лиризму мадонн начинается с нашей эрмитажной «Мадонны Конестабиле» (1502), в которой всё обаяние юности, девичий хрупкий образ Марии, чистота воспоминаний, проведённых в Урбино. Далее – «Мадонна в зелени» (1505), величественная и задумчивая «Мадонна дель Грандука» и «Мадонна с безбородым Иосифом» – обе созданы около 1505 года – и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, прояснённой гармонией, счастьем «Мадонна со щеглом» (1506) и многие другие.

В 1508 году Рафаэль был приглашён папой Юлием II в Рим для росписи парадных апартаментов в старом Ватиканском дворце. Ему предстояло решить сложнейшую задачу: сочетать живопись с архитектурой. Он должен был органически связать полициркульные арки, обрамляющие стены, а также окна и двери, нарушающие плоскость стен, с композицией фресок. Художник закончил эту работу с поразительным блеском. Фрески Станца дела Сеньятура явились подлинным триумфом Рафаэля, современники признали их великим чудом. Сам папа Юлий II присоединился к числу поклонников таланта Рафаэля после окончания росписей в Станце дела Сеньятура, где особую известность приобретут фрески Рафаэля «Афинская школа», «Диспут» и «Парнас». Лучшей фреской и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа».

В 1515 году Рафаэля посещают «чёрные монахи» – бенедиктинцы, представители далёкого монастыря из глубокого городка Пьяченце. Они заказывают ему картину «Сикстинская мадонна». «Сикстинская мадонна» – апофеоз его гигантского творчества и одно из величайших мировых творений. Она заняла среди других сокровищ достойное место в королевской галерее Дрездена.

«Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное», – писал знаменитый русский художник Иван Крамской.

Рафаэль умирает неожиданно, после недолгой болезни, в день своего рождения – 6 апреля 1520 года.

Многими его смерть была воспринята как смерть искусства – настолько велика была слава художника и всеобщим было его почитание. Согласно завещанию, Рафаэля похоронили в Пантеоне, среди великих людей Италии.

Список литературы:

  1. Бенуа А. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа / А. Бенуа. – 2 изд. – М.: Изобраз. искусство, 1997. – 304 с.
  2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. – М.: АСТ-ПРЕСС; Галарт. – 2000. – 624 с.
  3. Ермильченко Н. Возрождение / Ермильченко Н. – М.: СЛОВО, 2001. – 48 с.
  4. Камминг Р. Художники / Р. Камминг. – М.: СЛОВО, 1998. – 112 с.
  5. Самые знаменитые художники мира: пер. с англ. / под ред. У. Вогана. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 528 с.
  6. Самин Д.К. Сто великих художников / Д.К. Самин. – М.: Вече, 2014. – 480 с.

  Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы