С 6 июля 2021 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представляет тематическую выставку «Морской пейзаж».
Морской пейзаж — совершенно особый жанр живописи. Невозможно нарисовать подвижное море, не обладая способностью к воображению. По словам И.К. Айвазовского, «движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры». Тем удивительней представляется мастерство живописца, способного запечатлеть всю красоту стихии.
Морской пейзаж как самостоятельный вид живописи сформировался в Нидерландах в семнадцатом веке с появлением картин, где все внимание художника уделялось стихии, а корабли и люди выступали второстепенными персонажами.
Морской пейзаж вдохновлял еще художников античности, но на эллинских фресках природа была всего лишь фоном, на котором разворачивалось действие. В христианских сюжетах раннего Средневековья элементы морской тематики выполняли декоративную задачу, а техника была слишком примитивна. Первым образцом классической марины считается картина Корнелиса Антониса «Португальский флот», написанная в 1520 году.
Морской пейзаж стал одной из главных тем творчества голландских художников во второй половине XVI века. Больших высот в пейзажной живописи достиг Питер Брейгель. В его реалистичных творениях природа выступает полноправным участником действия и придает эмоциональную окраску сюжету.
Подлинный расцвет жанра пришелся на Золотой век голландской живописи. В XVII веке Нидерланды располагали самым мощным военным и торговым флотом, поэтому сцены сражений на воде пользовались большой популярностью. Основоположник жанра Корнелис Вром большую часть своих полотен посвятил морским сражениям. Его манеру отличает тщательная прорисовка деталей парусников и виртуозная работа с цветом.
Со временем мода на голландскую живопись распространилась по всей Европе, и морская тематика заняла прочное место в творчестве европейских художников. Французский мастер Клод Лоррен жил и работал в Италии, где создавал совершенные пейзажи, пронизанные светом и покоем. В работах на античные и исторические темы он предпочитал изображать современные корабли.
Почитателем творчества Клода Лоррена и его последователем был маринист-классик Клод Жозеф Верне. После возвращения в Париж он написал серию из пятнадцати картин «Порты Франции», которые принесли ему известность. К. Верне акцентировал внимание на световоздушной среде, а сюжетами его работ становились морские виды, бури и кораблекрушения.
Марины достигли пика своей популярности в начале девятнадцатого столетия. Тема оказалась востребована художниками романтического жанра. Сюжеты, где люди противостоят бушующей стихии, идеально подходили для того, чтобы передать накал страстей и вызвать у зрителя эмоциональный отклик.
Прославленный британский маринист Уильям Тернер увлекся морскими пейзажами после своего путешествия по Италии. Живописец досконально изучил природу движения воды и воздуха, постоянно совершенствовал технику и оставил после себя серию выразительных работ, проложивших дорогу импрессионистам.
Море стало основной темой творчества русского романтика Ивана Айвазовского — за свою жизнь он создал порядка шести тысяч марин. Мастер практически не работал на пленэре, предпочитая делать с натуры схематичные рисунки, которые затем использовал в мастерской. Художник писал стремительно и нередко заканчивал работу за один сеанс. Эффекта прозрачности воды он добивался с помощью лессировки, умело распределяя слои краски по холсту. Иван Айвазовский стал наставником целой плеяды выдающихся русских живописцев, куда входили: Архип Куинджи, Лев Лагорио , Константин Богаевский ,Адольф Фесслер, Алексей Саврасов .
Новаторские живописные техники импрессионистов подняли маринистику на новый уровень. Чистые и яркие краски, раздельное наложение мазков, отказ от лессировки — эти приемы позволили передать на холсте изменчивость водной стихии. Начало импрессионизму положил Клод Моне , когда показал на Парижской выставке свои работы с видами Гаврского порта. Побережье, гавани и пляжи стали излюбленными сюжетами живописца, его шедевры поражают свежестью цвета и мастерски переданным ощущением вибрации воздуха над водой.
Современные маринисты черпают вдохновение в работах старых мастеров и продолжают создавать выдающиеся произведения искусства.
Литература, представленная на выставке:
1. Айвазовский И.: Альбом / Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского; Н.С. Барсамов. - Москва: Изобразительное искусство, 1979. - 28 с.: ил.
2. Ацаркина Э. Н. Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830) / Э.Н. Ацаркина. - Москва: Искусство, 1978. - 203 с.: цв. ил.
3. Богаевский К.: Альбом / Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского ; сост. Л. И. Ромашкова. - Москва: Изобразительное искусство, 1979. - 28 с.: ил.
4. Жабцев В. М. Голландская живопись. / В. М. Жабцев. - Минск: Харвест, 2008. - 128 с.: цв.ил., портр. - (Мастера мировой живописи).
5. Калитина Н. Н. Поль Синьяк: биография отдельного лица / Н. Н. Калитина. – Ленинград: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1976. - 130 с.: 12 л. цв. ил.
6. Морской пейзаж: Русская и европейская живопись / А. Шестимиров. - Москва: Белый город, 2003. - 544 с.: цв.ил.
7. Тайандье Ивон Моне / Ивон Тайандье. - Москва: Слово, 1995. - 95 с.: цв.ил.
8. Некрасова Е. А. Тёрнер: биография отдельного лица / Е. А. Некрасова. - Москва: Изобразительное искусство, 1976. - 208 с.: ил.
9. Тарасов Ю. А. Голландский пейзаж XVII века / Ю. А. Тарасов. - Москва: Изобразительное искусство, 1983. - 320 с.: ил.
10. Сильвестр Щедрин: [Альбом репродукций] / [Вступ. статья Л. Иткиной]. - Москва: Изобраз. искусство, 1980. - [28] с.: ил.
Отдел литературы по искусству