В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована тематическая выставка «История моды».
Мода — это что-то, что нельзя назвать постоянным, но она также является одной из неотъемлемых частей нашей жизни. Стоило ей однажды зародиться, она продолжает жить по сей день, постоянно меняясь. Мы можем заглянуть вглубь истории моды от средневековых накидок до нашего современного стиля одежды и узнать, что же предпочитали носить наши предки.
На протяжении всей истории человечества мода была в центре внимания людей и полностью соответствовала характеру, духу и нравственности народа. Каждая эпоха выдвигала свой идеал красоты, который формировался под влиянием экономических, социальных, природно-климатических и других факторов и имел четко выраженный сословный характер. Во все времена мода подчинялась законам исторического развития общества и отражала особенности того или иного периода. Она была связана с эстетической концепцией определенной эпохи, социальной и духовной.
Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагоприятного климата, как средство защиты от злых сил. О том, какой была одежда в первобытную эпоху, мы можем составить некоторое представление не только по археологическим данным, но и на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен.
О появлении моды в более современном её понимании можно говорить, начиная с XIV века, а её родиной является Франция, Париж. Шёлк и бархат в эпоху возрождения становятся одними из самых модных и дорогостоящих тканей, а в XV веке главной законодательницей стиля стала Венеция. Для этого стиля характерна монументальность фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, обнажаются шея и руки. Мода Ренессанса, как говорили ее теоретики, прежде всего, должна была быть богатой. И это богатство проявлялось не только в дорогих тканях и узорах, но также и в оформлении рукавов. Наряды женщин в основном отмечались некоторыми деталями, такими как вырез-декольте, который становился всё смелее и более открытым, рукава с вырезами, длинный шлейф.
Затем в XVI веке в моду входит испанская чопорность. Одежда стиля барокко характеризовалась сложностью и многословностью. Полностью исчезает декольте, и становятся популярными платья с глухими воротами и высокими накрахмаленными воротниками, также пышные юбки с подкладками. Романтизм - попадаем в эпоху, когда наступает «распад стилей». Вновь в платье появляется кринолин, под пышными формами платья тело почти скрывается. Для подчёркивания талии вновь требуются корсеты. Чтобы оптическое впечатление тонкой талии было еще большим, расширились рукава. Классицизм, снова увлекаются драгоценностями; большой популярностью пользовались изделия из жемчуга, ожерелья, броши, декоративные гребни. Платье легкое прозрачное, из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию, подчеркивая естественную стройность фигуры.
В XX веке законодателями моды стали уже дизайнеры, а не королевские особы и их придворные. Вскоре открылось множество домов мод, всемирно известные сегодня, всё чаще стали появляться новые тенденции. Затем появляются некоторые знаменитые ароматы, всё больше и больше придают значение макияжу. Позже девушки постепенно стали отказываться от корсетов и длинных юбок, они получили намного больше свободы в одежде, а с пятидесятых годов вообще стали носить брюки наравне с мужчинами.
На сегодняшний день мода меняется так быстро, что практически и не скажешь, что же именно должны носить модницы. В быстрой смене тенденций также есть свои плюсы: отсутствие строгих рамок и разнообразие стилей даёт возможность каждой женщине найти свой индивидуальный образ без всяких противоречий модных правил.
Литература, представленная на выставке:
1. Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода: От древнего Египта до модерна / А.Ю. Андреева, Г.И. Богомолов. - Санкт-Петербург: ПАРИТЕТ, 2001. - 120с.: цв. ил.
2. Васильев А. В. Этюды о моде и стиле. / А. Васильев. - 3-е издание. - Москва: Альпина нон-фикшн Глагол, 2010. - 560с.: ил.
3. Гангур Н. А.Традиции и мода в костюме кубанского казачества, середина XIX-начало XX века: монография / Н. А. Гангур, М. В. Шарапова. - Краснодар: Традиция, 2014. - 349с.: ил. - (Подарочные книги Кубани).
4. Захаржевская Р. В. История костюма. От античности до современности / Р.В. Захаржевская.- 3-е издание дополненное. - Москва: РИПОЛ КЛАССИК, 2007. - 288с.: ил.
5. История костюм: полная хрестоматия / составитель М. Левентон. - Москва: АРТ-РОДНИК, 2008. - 352с.: цв. ил.
6. История костюма: составленная Наталией Будур / сост. Н. Будур. - Москва: Олма - Пресс, 2002. - 479с.: цв. ил.
7. Композиция костюма: Учебное пособие / Автор Г. М. Гусейнов. - Издание 2-ое, стереотипное. - Москва: Академия, 2004. - 432с.: ил.
8. Косарева Е. А. Мода XX век. Развитие модных форм костюма / Е.А. Косарева. - Санкт-Петербург: Петербургский институт печати, 2006. - 468с.: ил.
9. Одежда. Для работы и отдыха / автор текста Жаклин Молро; автор серии Дэвид Салариа. - Москва: Росмэн, 1993. - 53 с.: цв. ил.
10.Плаксина Э. Б. История костюма. Стили и направления: учебное пособие / Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская. - 2-е издание, стереотипное. - Москва: Академия, 2004. - 224с.: ил.
11. Резанова Н. Ю. Кто там в малиновом берете...: история дамских шляпок / Наталия Резанова. - Москва: Зебра Е: Личности, 2013. - 187с.: цв. ил. (Популярная энциклопедия моды; вып.2)
Отдел литературы по искусству