«Творец-экспериментатор»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Творец-экспериментатор», посвящённая 125-летию со дня рождения кинорежиссёра, актёра Всеволода Пудовкина.

Всеволод Илларионович Пудовкин – советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, теоретик кино. Народный артист СССР.

Всеволод Пудовкин родился 16 февраля 1893 года в Пензе. Через четыре года семья переехала в Москву. Его отец происходил из крестьян. Работая приказчиком, коммивояжёром, он имел возможность дать сыну образование. Пудовкин не успел сдать выпускные экзамены– началась Первая мировая война, и он добровольцем ушёл на фронт. Служил в артиллерии. Во время боёв на Мазурских болотах Пудовкин был ранен в руку и в январе 1915 года попал в плен. В конце 1918 года он совершает успешный побег из плена. Вернувшись в Москву, устраивается делопроизводителем в военкомат, через некоторое время – химиком в лаборатории завода «ФОСГЕН-1».

В 1920 году в жизни Пудовкина происходит крутой поворот. Ошеломлённый картиной Гриффита«Нетерпимость», он поступает в Первую государственную школу кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса.

«Пять лет я работал в группе Кулешова, выполняя буквально все задания, которые возможны в кинопроизводстве. Я писал сценарии, рисовал эскизы, строил декорации, играл маленькие и большие роли, ставил отдельные сцены и, наконец, монтировал», – вспоминал впоследствии Пудовкин.

В феврале 1923 года в журнале «Кино» появляется его первая теоретическая статья «Время в кинематографе»– о взаимоотношениях между кино и музыкой.

Учитывая большой интерес Пудовкина к естественным наукам, руководство студии поручило ему постановку научно-популярного фильма «Поведение человека» («Механика головного мозга»), излагающего сущность опытов и учения физиолога И.П. Павлова. Фильм получил высокую оценку Рокфеллеровского института в США, использовался в качестве учебного пособия в университетах Англии. И даже знаменитый Иван Павлов, посмотрев «Механику головного мозга», подобрел к кинематографу.

В январском номере «Киножурнала» за 1925 год была опубликована статья Пудовкина «Принцип сценарной техники». Вслед за ней он пишет ставшие всемирно известными книги «Кинорежиссёр и киноматериал» и «Киносценарий».

Предложение одного из руководителей «Межрабпома» М. Алейникова поставить фильм по роману «Мать» М. Горького было для Пудовкина неожиданным: идея экранизации романа представлялась маловероятной. Но вот однажды, как рассказывал биограф Пудовкина профессор Н. Иезуитов, в воображении режиссёра возникает платформа железнодорожной станции и на платформе труп женщины, растерзанной жандармами, посреди раскиданных вокруг прокламаций. Картина была настолько ясна и отчётлива, что явилась ключом к дальнейшей работе режиссёра.

В 1958 году картина «Мать» была включена в число двенадцати лучших фильмов всех времён и народов.

Тему «Матери» и «Конца Санкт-Петербурга» продолжал фильм «Потомок Чингисхана», в котором прослеживается путь монгольского охотника Баира в революцию. Работая над образом Баира, Пудовкин снимал актёра так, словно тот – типаж. Инкижинов был выбран на роль Баира прежде всего потому, что мог стать Баиромбез грима.

Пудовкин представлял фильм в Германии, Нидерландах, Великобритании. Многие газеты и журналы разразились восторженными рецензиями. Вот одна из красноречивых рецензий: «Новый фильм Пудовкина ни с чем несравним: ни в одной книге нет такого богатства лиц, ни одна драма не обладает такой напряжённостью, никакая симфония не имеет такой чёткости по своему содержанию. Немое кино наконец стало искусством для человека... Каждое лицо таит в себе историю. Нет ни одной безжизненной съёмки на протяжении трёх тысяч метров плёнки. Когда Головня ставит свою камеру, он знает, для чего это делает. У камеры есть мозг. Она перестаёт быть машиной. Но у неё нет «красивых» выдумок. Она борется за идею фильма...»

В начале 1930-х годов Пудовкин подвергся резким нападкам, в том числе за упорное следование устаревшей стилистике немого кино.

Пудовкин обращается к популярному тогда историко-биографическому жанру и снимает «Минина и Пожарского».

За «Минина и Пожарского», как и за следующий фильм «Суворов», Пудовкин получил Государственную премию.

Фильм «Суворов» вышел на экраны в 1941 году, за несколько месяцев до начала войны. Киноведы отмечали «глубину кинематографической разработки центрального образа, впечатляющие панорамы и эпизоды баталий, острое изображение конфликта великого полководца с придворной средой и самим Павлом».

В конце 1941 года на базе эвакуированных в Алма-Ату «Мосфильма» и «Ленфильма» создаётся объединённая студия художественных фильмов. Пудовкин снимает вместе с Юрием Таричем фильм «Убийцы выходят на дорогу» по новеллам «Страх и отчаяние в Третьей империи» Б. Брехта. Во избежание аллюзий со сталинской диктатурой картина была запрещена цензурой.

В 1943 году Пудовкин в содружестве с Дмитрием Васильевым заканчивает патриотический фильм «Во имя Родины» по пьесе К. Симонова «Русские люди».

Руководство Комитета по делам кинематографии предложило режиссёру заняться подготовкой сценария «Адмирал Нахимов». Всеволод Илларионович начинает собирать материалы о Севастопольской обороне, её героях, изучать быт Крымской войны.

В 1944 году Пудовкина избирают президентом киносекции ВОКС, которая осуществляла практически все международные связи советской кинематографии по общественной и творческой линии.

Только через несколько лет после «Нахимова» он приступает вместе с Дмитрием Васильевым к съёмкам нового биографического фильма – «Жуковский», который задумывался как некий симбиоз игрового и научно-популярного кино.

Фильм «Жуковский» получил приз на МКФ в Карловых Варах и Государственную премию СССР.

В последние годы своей жизни Пудовкин много путешествовал. Он мог свободно изъясняться на трёх языках. При этом перед поездкой читал не только справочники и путеводители, но и серьёзные книги по искусству. А полки домашней библиотеки режиссёра были уставлены книгами по самым разнообразным отраслям знаний: астрономии, высшей математике, естествознанию, ядерной физике, социологии, философии...

В июне 1953 года Всеволод Илларионович Пудовкин ушёл из жизни.

Список литературы:

1. Зак, Марк Хаимович. Рассказ о Пудовкине [Текст]: биография отдельного лица / М. Х. Зак; Союз кинематографистов СССР. – М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1970. – 70 с. : фот.; 22 см (Библиотека кинозрителя).

2. Иезуитов, Н. Пудовкин. Пути творчества [Текст]: биография отдельного лица / Н. Иезуитов. – М.; Л.: Искусство, 1937. – 209 с.: фот.

3. Караганов, Алеасандр Васильевич. Всеволод Пудовкин [Текст]: биография отдельного лица / А. В. Караганов. – М.: Искусство, 1983. – 320 с.: фот.; 21 см (Жизнь в искусстве).

4. Марьямов, А. Народный артист СССР Всеволод Пудовкин [Текст]: биография отдельного лица / А. Марьямов. – М.: Госкиноиздат, 1952. – 286 с.: фот.

5. Пудовкин [Текст]: Избранные статьи / Всесоюзный государственный институт кинематографии; ред.-сост. И. Долинский. – М.: Искусство, 1955. – 464 с.: фот.

6. Пудовкин в воспоминаниях современников [Текст]: биография отдельного лица / сост. Т.Е. Запасник. – М.: Искусство, 1989. – 493 с.: ил.

7. Пудовкин [Текст]: собрание сочинений в трёх томах. – М.: Искусство, 1974–1976.Т. 1: О киносценарии. Кинорежиссура. Мастерство киноактёра / Всесоюзный государственный институт кинематографии; ред.: А. Грошев, А. Головня, В. Ждан; сост.: Т. Запасник, А. Петрович. – 1974. – 440 с.: фот.

8. Пудовкин [Текст]: собрание сочинений в трёх томах. – М.: Искусство, 1974–1976.Т. 3: Слово о фильмах. Раздумья о мастерстве. «Кинематограф – наше общее дело...» С общественной трибуны / Всесоюзный государственный институт кинематографии.

Отдел литературы по искусству