Сектором краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра НБ РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвящённая 140-летию известного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева.
«Прекрасный русский художник» – так характеризовал Кустодиева Алексей Максимович Горький. Действительно, его творчество, его жизнь – пример самозабвенного труда человека, безраздельно посвятившего своё искусство Родине.
Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) родился 7 марта в старинном торговом купеческом городе Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Будучи ещё совсем ребёнком, он с восторгом слушал нянины сказки о купчихах и домовых. Они пробуждали в нём интерес к причудливой фантазии русского фольклора. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясён. Он твёрдо решил стать художником. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств.
Уже на втором курсе Кустодиев переходит в мастерскую Ивана Репина, который предлагает ему всё же в качестве соавтора, нежели помощника, работать над масштабной картиной «Заседание Государственного совета».
В 1903 году Кустодиев окончил Академию художеств. Его дипломная картина «Базар в деревне» была удостоена золотой медали, дававшей право на пенсионерскую поездку за границу и по России. Находясь в Париже, Кустодиев пишет одну из своих самых лирических картин под названием «Утро». Это портрет жены, купающей ребёнка.
1904–1910 годы в творчестве Кустодиева проходят в разработке индивидуальной живописной концепции. Появились серии картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники» (1906–1910).
В 1907 году Кустодиева избирают членом Союза русских художников. А когда в 1910 году возобновляет своё существование «Мир искусства», он становится одним из самых деятельных его членов. В 1909 году он был избран академиком живописи.
В 1912 году художник пишет картину «Купчиха», начинающую галерею купеческих образов. Главная линия жанровой живописи Кустодиева этих лет связана с типами и бытом провинциального города. Особенности его таланта наиболее сильно раскрываются в трёх полотнах, цель которых – создать обобщённые, собирательные образы женской красоты, какая бытовала в понимании народа: «Купчиха» (1915), «Девушка на Волге» (1915) и «Красавица» (1915).
Кустодиев был крупным портретистом. В 1913–1916 годах он работает над групповым портретом художников объединения «Мир искусства». Кустодиев хорошо знал этих людей, что дало ему возможность создать целую серию портретов с тонкой психологической характеристикой: Н.К. Рериха (1913), М.В. Добужинского (1913), И.Я. Библина (1914), Е.Е. Лансере (1915), И.Э. Грабаря (1916).
Увлечённо писал в 1921 году Кустодиев портрет Ф.И. Шаляпина.
Большинство картин последнего десятилетия жизни мастера были написаны только благодаря колоссальной зрительной памяти и обилию прошлых впечатлений. Из-за тяжёлой болезни позвоночника он, так любивший путешествия и новые впечатления, будет прикован к инвалидному креслу. Несчастье не сломило художника. Наоборот, всё, чего лишила его жизнь, он сублимировал в искусстве.
Кустодиев был в числе тех художников-реалистов старшего поколения, которые радостно приняли революцию. Он первый среди русских живописцев с документальностью летописца запечатлел события Февральской революции. Это был эпизод перехода солдат царской армии на сторону восставших рабочих, происшедший 27 февраля 1917 года. Так художник и назвал свою картину. Написанная широкой кистью зрелого мастера, яркая и солнечная картина передаёт революционный подъём, царивший в те дни в столице. И в состоянии природы, и в настроении людей автор подчёркивает праздничность, радостное приятие людьми революционных событий. Это произведение открывает новый этап в творчестве живописца.
В 1920 году Кустодиев написал картину «Большевик», где стремился дать символический образ русского пролетариата – нового хозяина земли.
В 1920–1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвящённых народным торжествам: «Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого».
За год до смерти он создаёт самое поэтическое признание в любви своей музе – картину «Русская Венера», ставшую классикой мировой живописи.
Смерть 26 мая 1927 года оборвала новые творческие замыслы мастера.
Список литературы:
1. Астахов Ю.А. 50 великих русских художников. – М.: Белый город, 2008. – 303 с.
2. Императорская академия художеств / сост. А.Г. Верещагина. – М.: Изобразительное искусство, 1997. – 341 с.
3. Ионина Н. Сто великих картин. – Вече, 2002. – 507 с.
4. Кустодиев / автор-сост. Громова Е.В. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 127 с.
5. Лебедова В.Е. Кустодиев. – М.: Дет. лит., 1984. – 159 с.
6. Пикулев И. Кустодиев Б.М. – М.: Искусство, 1951. – 39 с.
7. Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2014. – 480 с.
Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы