Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Основатель супрематизма», посвящённая 140-летию со дня рождения русского художника Казимира Севериновича Малевича.
Всему миру известно имя русского художника, положившему начало совершенно новому направлению в абстрактном искусстве живописи – супрематизму. Имя этого художника – Казимир Малевич.
Одни художники приходят в искусство, чтобы дать ответы на вселенские вопросы и обнажить красоту мира. Другие творят, чтобы открыть новые грани самовыражения и показать индивидуальность восприятия. Казимир Малевич стал живописцем, чтобы через свои полотна задать человечеству главные вопросы. Каким может быть искусство будущего? Как отразить суть вещей? Что ждёт нас в точке, к которой стремится бесконечность? И, наконец, как достичь нуля и, шагнув за него, открыть начало всего?
Начав свой творческий путь с натурализма, Малевич «примерил» к себе импрессионизм, футуризм, а затем кубизм. Поняв, что всё это «мало» и не способно в полной мере отразить открывшееся ему знание о бытии и понимание искусства, художник изобрёл абсолютно новое направление в живописи – супрематизм, в котором основными доминантами живописи были признаны форма и цвет.
Он жил и творил в очень смутное время, и, наверное, не случайно, что именно в это время им было предложено совершенно новое направление в искусстве – супрематизм, предшественник современного авангарда.
Родился Казимир Северинович Малевич в 1879 году в Киеве. Происходил из семьи этнических поляков. Семья была большая. Казимир был старшим из 14 детей.
Увлечение Казимира рисованием оказалось так велико, что 17-летний сын упросил отца дать позволение поступить в Киевскую художественную школу, основанную русским художником-передвижником Николаем Мурашко. Но проучился Малевич в Киеве только год.
Через два года после переезда в Курск Малевич устроил первые выставки картин, о чём написал в «Автобиографии».
Кто-то создаёт картины, известные и понятные миллионам, а кто-то творит для избранных. Полотна Малевича известны многим, но понятны единицам. Одних они пугают, других завораживают, у третьих вызывают недоумение.
Но никого не оставляют равнодушными.
Смысл «Чёрного квадрата» Казимира Малевича неотделим от времени его создания. Картина написана Малевичем 21 июня 1915 года – то было время пика развития авангарда в русской живописи, время исторических революций, выражаясь собирательно – время больших перемен во всех сферах жизни.
Революцию Малевич принял благосклонно – тем более что в ноябре 1917 года московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. Позже он переехал в Ленинград, где стал директором Ленинградского государственного института художественной культуры.
Прожив насыщенную событиями и исканиями жизнь, Казимир Малевич оставил после себя больше, чем творческое наследие, подарив ученикам и потомкам абсолютно новую идеологию творчества. Он будто растворился в собственных творениях, поставив своей смертью не точку на жизненном пути, но многоточие в творчестве.
Скончался Малевич в Ленинграде 15 мая 1935 года. Над могилой был установлен кубический монумент с чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена.
Список литературы:
1. Гентфюрер-Триер, Анна. Кубизм [Текст] / А. Гентфюрер-Триер. – М.: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2005. – 96 с.: цв. ил.
2. Легенды мировой живописи. Мастера живописи XIII–XX веков [Текст] / Авт.-сост. В.Н. Сингаевский. – М.: АСТ, 2009. – 320 с.: цв. ил.
3. Малевич, Казимир Северинович. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924–1930 [Текст]. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1 / К. Малевич. – М.: Гилея, 1998. – 370 с.: ил.
4. Малевич, Казимир Северинович. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924–1930 [Текст]. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 2 / К. Малевич. – М.: Гилея, 1998. – 370 с.: ил.
5. Малевич [Текст]: Художник и теоретик / ред. А. Д. Сарабьянов; художественно-технический редактор Л. В. Коротеева. – М.: Советский художник, 1990. – 240 с.: цв. ил.
6. Сарабьянов, Д. Казимир Малевич [Текст] / Д. Сарабьянов: сост. А. С. Шатских. – М.: Искусство, 1993. – 413 с.: цв. ил.
7. Энциклопедия русской живописи [Текст] / ред. Т. В. Калашникова. – М.: Олма-Пресс, 2000. – 351 с.: цв. ил.
8. Энциклопедия искусства XX века [Текст] / Авт.-сост. О.Б. Краснова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 352 с.: цв. ил.; 24 см.
9. Элгер, Дитмар. Абстрактное искусство [Текст] / Д. Элгер. – М.: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2009. – 96 с.: цв. ил.
Отдел литературы по искусству