21 ноября 2019 года в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова прошла встреча участников философского интеллектуального клуба «Эпохе».
С темой доклада «Актуальность учения Гегеля о гражданском обществе для современного Дагестана» выступил Камиль Латипов, активный участник клуба «Эпохе».
Реализация системы гражданского общества в республике или в стране – это всеобщая проблема, охватывающая все сферы системы общественных отношений, напрямую связанная с философским, всеобщим методом и методологией познания и мышления. И потому неизбежно отсылает нас к рассмотрению философского метода и методологии познания.
Научная философия определяет жизнь как познание и преобразование мира. Эти две нераздельные составляющие жизни соотносятся: первая – средство постижения цели; вторая – жизненная цель. Иначе говоря, чтобы преобразовать мир социальных отношений в систему гражданского общества, необходимо его познать, а чтобы познать, необходимо сначала научиться его мыслить как процесс. Но на ступени рассудочного мышления мы никак не можем мыслить мир в его действительности, как единый взаимосвязанный процесс в становлении, развитии и прохождении его единичных, особенных и всеобщих образований. Решить эту проблему возможно освоением методологии объективной логики.
Итогом или «снятым результатом» всей истории философии можно считать работу Гегеля «Энциклопедия философских наук», где в наиболее систематической форме изложено основное содержание «научной – диалектической философии». «Энциклопедия» разделена на три части: «Наука логики», «Философия природы» и «Философия духа» (человека и человечества). Наиважнейшую, научную значимость представляет первая часть работы философа, состоящая из трёх разделов: «Учение о бытии», «Учение о сущности» и «Учение о понятии». Первые два раздела – «Бытие» и «Сущность» – составляют «объективную логику», или логику формообразования. Третий раздел – «Понятие как таковое» – субъективную логику, или логику суждений и умозаключений.
Логика субъективная выведена из логики объективной и представляет выраженность объективной логики в особенностях языкового творчества (филологии), словесной речи и рассудочного мышления «в суждениях и умозаключениях». Поэтому научной составляющей логики и всей философии является именно «объективная логика – последовательный ряд определений диалектических категорий», без освоения и понимания которой невозможно ни представить философию как «объективную науку», ни мыслить и познавать мир в его действительности – качественной определённости – в единстве формы и содержания или структуры и функции, как процесс.
Далее участники клуба приступили к обсуждению данной темы.
Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ