«Йозеф Шумпетер. Ницшеанские ответы на вызовы политэкономии».

21 февраля в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялась очередная встреча интеллектуального философского клуба «Эпохе».

Участники клуба обсуждали тему: «Йозеф Шумпетер. Ницшеанские ответы на вызовы политэкономии». Объяснение феномена творческого созидания, было раскрыто немецким мыслителем Фридрихом Ницше через открытие «Воли к власти» как свойства мира иррационального стремления к самовыражению, стремления к мощи и доминированию. Близость экономической теории Шумпетера к ницшеанству детально описал в докладе заместитель руководителя клуба «Эпохе» студент Дагестанского государственного университета Руслан Аккаев.

Йозеф Алоиз Шумпетер (1883 - 1950) - австрийский экономист, профессор Гарвардского университета. Родился в Моравии в семье мелкого фабриканта. Окончил Венский университет, где одним из его учителей был О. Бем-Баверк.В 1908 году он публикует свой первый труд «Сущность и содержание теоретической политической экономии», а в 1912 году - одну из своих самых известных работ «Теория экономического развития». В 1919 - 1920 гг. Й. Шумпетер занимал пост министра финансов Австрийской республики. С 1925 по 1932 год он возглавляет кафедру государственных финансов Боннского университета. В 1932 году Й. Шумпетер переезжает в США, где до конца жизни остается профессором Гарвардского университета. Именно в эти годы он пишет такие известные работы, как «Экономические циклы» (1939 г.) и «Капитализм, социализм, демократия» (1942 г.).

Начальным пунктом в теории полезности Й. Шумпетера является понятие добавочной стоимости - разница между ценностями двух товаров, один из которых не был произведен из-за траты ресурсов на производство другого товара. Чем больше производится товаров определенного типа, тем сильнее возрастает давление непроизведенных товаров и тем меньше прирост стоимости. В состоянии равновесия сумма добавочных полезностей всех произведенных товаров равна нулю.

В модели Шумпетера движущей силой хозяйственного развития является деятельность предпринимателя, так как нарушается равновесие системы и ее структурных составляющих, но происходит это изнутри (предприниматель - это внутренний источник развития). К числу предпринимателей он относит далеко не каждого субъекта хозяйства, занимающегося производственной или коммерческой деятельностью и стремящегося максимизировать доход, Шумпетер проводит четкое разграничение между понятиями «капиталист» и «предприниматель».

Понятие «предприниматель» было впервые введено предшественником классической школы Ричардом Кантильоном (умер в 1734 г.). Предприниматель не обязательно лицо, занимающееся чисто производственной деятельностью, это субъект, несущий риск при покупке товара по известной цене и не знающий будущей выручки от его реализации. Таким образом, в группу предпринимателей попадали лица, связанные как с производством товара, так и с его реализацией, включая даже криминальные и маргинальные слои общества. Позднее концепцию предпринимательского риска развил немецкий экономист Иоганн Генрих Тюнен (1783—1850 гг.) в работе «Изолированное государство», он определял предпринимательскую прибыль как доход, остающийся от валовой прибыли после выплаты процента на инвестированный капитал, платы за управление и страховой премии по исчисляемым рискам потерь. В итоге доход предпринимателя, по Тюнену, связан с непредсказуемым, неисчислимым риском.

Теория предпринимательства по И. Шумпетеру. Предприниматели занимаются осуществлением новых комбинаций факторов производства при помощи имеющихся средств. Й. Шумпетер выделяет несколько видов новых комбинаций факторов производства:

  • создание нового блага;
  • использование новой технологии производства;
  • освоение нового рынка сбыта;
  • открытие новых источников сырья;
  • использование новой технологии производства.

Предпринимательство, по Й. Шумпетеру, представляет собой свойство человеческого характера, не зависящее от классовой и социальной принадлежности. Предпринимателя характеризуют такие качества:

  • стремление к нововведению;
  • умение рисковать;
  • вера в собственные силы;
  • ощущение собственной независимости.

Стимул предпринимательства как новаторства состоит в росте доходов или в уменьшении издержек в результате инновации. Новаторская деятельность (непрерывно прогрессируя изнутри) способствует переходу экономики из одного равновесия в другое. Этот процесс Й. Шумпетер назвал экономическим развитием.

Деньги являются свидетельством завершенного процесса производства и увеличенного совокупного продукта.

Кредит Й. Шумпетер считал важным условием получения новаторами средств производства. Процент за кредит - это цена, уплаченная за приобретение новых производительных сил.

Й. Шумпетер признавал лишь денежную форму капитала - платежные средства, которые в руках предпринимателей изменяют структуру производства.

Й. Шумпетеру принадлежит динамическая концепция цикла, где цикличность рассматривается как закономерность экономического роста

Согласно этой концепции движущая сила процветания - массовые инвестиции в основной капитал, которые служат воплощением определенных новшеств. Важнейшая роль в теории циклов отводится кредиту, который создает возможность вовлечения в экономический оборот дополнительных экономических ресурсов и тем самым реализации нововведений.

Деловые циклы проходят две фазы:

  • в первой фазе экономика выходит из состояния равновесия благодаря массовой инновационной деятельности предпринимателей;
  • во второй фазе экономика движется к состоянию равновесия с учетом новых условий ее функционирования; это движение сохраняется до возобновления инновационных процессов.

С новаторской деятельностью Й. Шумпетер связывает и циклическую форму развития экономики. В работе «Экономические циклы» устанавливается взаимосвязь между тремя уже известными науке циклами: длительными, средними  и короткими. Данные циклы, по Шумпетеру, являются отражением периодов внедрения различных изобретений. Каждая инновация вызывает волну подражания, множество таких волн накладывается друг на друга, вследствие чего движение не носит равномерного, плавного характера. Поэтому и возникают периоды подъемов  и спадов. Экономические кризисы связаны с периодом спада экономического бума, но в основе их лежат главным образом психологические факторы.

Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ