«Одежда народов Дагестана»

27 марта у преподавателя ГБПОУ РД «Технический колледж» Татьяны Михайловны Серовой проходил открытый урок по теме «Одежда народов Дагестана». На урок педагогом были приглашены коллеги и работники библиотеки колледжа. Те, в свою очередь, пригласили на мероприятие Национальную библиотеку Республики Дагестан им. Р. Гамзатова, сотрудники которой представили выездную выставку «Традиционная одежда – отражение красоты народа».

Экспозицию посетили ещё и студенты 3-го курса отделения «Технология и моделирование одежды» с преподавателем дисциплин профессионального уровня Галиной Геннадьевной Росиной. Они ознакомились с выставкой и остались в восторге от представленной литературы, признаваясь, что таких изданий в библиотеке колледжа нет. Материалы, взятые из книг «Одежда народов Дагестана» С.Ш. Гаджиевой, «Дагестанский костюм» Р. Гаджихановой, «Одежда народов Северного Кавказа XVIII–XX вв.» Е.Н. Студенецкой, «Очерки по истории одежды населения Северо-Западного Кавказа» Равдоникас Т.Д. и многих других дагестанских изданий студенты намерены использовать в дальнейшей профессии.

Одежда народов Дагестана создавалась и копилась веками. Время не щадило творения горцев, но то, что сохранилось и дошло до нас, открывает дивный образ народа-творца.

Дагестан – Страна гор, гора языков и колыбель тысячи ремёсел.

Особое место в палитре прикладного творчества занимает дагестанский народный костюм. Традиционная одежда народов Дагестана – одно из уникальных явлений материальной и духовной культуры. Так, по способу ношения платья, платка, а иногда по их форме и расцветке, по видам обуви, головным уборам и украшениям нередко можно безошибочно определить не только этническую принадлежность женщин, но и сказать, из какого она общества или аула. В единстве с природой, религиозными и мифологическими верованиями, разнообразными ремёслами и традициями рождался, превращаясь в зримый и яркий образ, «его величество» народный дагестанский костюм. Он отобразил представления народа о пользе, мере и красоте. Если бы исчезло всё и остался только женский костюм, то по нему можно было бы восстановить до известной степени эстетическую культуру прошедших эпох. Он стал универсальным продуктом дизайнерского творчества и высокого мастерства простых рукодельниц и мастеров того времени. И если в прошлом он представлял собой достаточно «стабильную» форму, то в настоящее время стал источником одного из модных стилевых направлений конца XX в., причём не только в Дагестане, но и за его пределами. К народным традициям постоянно обращаются художники-модельеры, создавая свои коллекции. В то же время в этом многообразии сохраняется изумительное единство; единство же в многообразии – путь развития и обновления современного костюма. Какое же место займёт дагестанская традиционная одежда в современной, стремительно меняющейся моде? Уйдёт в забвение или станет тем живительным источником, который даст новую жизнь и новое образное решение костюму приходящей эпохи?

  Т.Г. Гасанбекова, отдел краеведческой

и национальной литературы