ноября 2024

«Издания особого полиграфического исполнения»

В отделе редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова с 30 ноября 2024 года экспонируется выставка «Издания особого полиграфического исполнения».

Издания особого полиграфического исполнения — это книги с особым художественным оформлением и полиграфическим исполнением, например, в коже, с металлическими накладками, шёлковыми ляссе и золочёными обрезами. 

Также к таким изданиям относятся библиофильские книги, выпускаемые ограниченным тиражом и предназначенные для библиофилов и коллекционеров. Они отличаются от изданий массового характера издательско-полиграфической формой, художественным решением текста, необычным переплётом, а также нумерацией экземпляров. 

История изданий особого полиграфического исполнения включает в себя различные периоды и явления.

В Древнем мире главным элементом художественного оформления книги был переплёт. Для обтягивания переплётных крышек использовались разнообразные сорта кожи: пергамент, марокен, сафьян, замша, велюр, зачастую раскрашенные в различные цвета. В Средние века с развитием книжной торговли ещё большее внимание стало уделяться внешнему облику книг. На переплётах посредством тиснения или вырезания рисунков на коже стали изображать сюжетные картинки, человеческие фигуры, растительный и декоративный орнамент. Особой роскошью отличались оклады (выполненные в драгоценном металле переплёты книги) богослужебных книг, подарочные и владельческие переплёты. Для их украшения применяли бисер, слоновую кость, драгоценные камни, золото, серебро и многоцветную эмаль. В эпоху Возрождения для оформления книг в зависимости от их содержания и предназначения использовался целый арсенал способов и приёмов: блинтовое (бескрасочное) и золотое тиснение, нанесённое на кожу с помощью нагретых металлических штампов, инкрустация (сочетание кож разного цвета для создания узора), шрифтовые надписи. Новацией в переплётном искусстве этого времени стало использование картона в качестве переплётных крышек, декорирование, раскраска в жёлтые, зелёные и красные цвета и золочение обреза, на который выносилось название книги.

В начале XIX века в Европе появились библиофильские издания, выпускаемые ограниченным тиражом и предназначенные для библиофилов и коллекционеров. В России издания библиофильского типа появились в середине XVIII века. Их появление и распространение было тесно связано с общим развитием культуры, образования, книжного дела, формированием крупных книжных коллекций в среде высших слоёв русского дворянства. 

На выставке представлены издания - образцы полиграфического искусства XIX - XXI вв. В ряду отечественных изданий можно выделить «Избранные сочинения» М.Ю. Лермонтова в 2 томах 2014 года. Двухтомное издание облачено в твердый элегантный переплет из красной шагреневой кожи ручной выделки с золотым тиснением, украшают переплеты обоих томов данного издания бронзовые барельефы М.Ю. Лермонтова. Оба тома помещены в подарочный футляр.

«Книги для гурманов. Библиофильские издания конца XIX - начала XX века» М.В. Сеславинского 2010 года. Библиофильскими принято называть издания, отпечатанные ограниченным тиражом и предназначенные для библиофилов и коллекционеров, они отличаются от изданий массового характера своей издательско-полиграфической формой (оригинальным форматом, сортом бумаги, художественным решением текста, необычным переплетом). В альбоме представлена деятельность ряда российских издательств и мастеров книжной графики конца XIX – начала ХХ века. Книги представлены из личного собрания М.В. Сеславинского. Альбом обращен к любителям изящных изданий Серебряного века.

Роскошное подарочное издание «Волшебные сказки» Ш. Перро 2012 года, перепечатанное с оригинала 1867 года. Перевод с французского Ивана Сергеевича Тургенева, иллюстрации гениального художника Густава Дорэ. Издание книгопродавца и типографа М.О. Вольфа, с дарственной надписью издателя, с тканевым форзацем и оригинальным переплетом. Оригинал хранится в Российской Государственной Библиотеке. Сказки Перро пользуются особенной популярностью в Европе. Несмотря на свою несколько щепетильную, старофранцузскую грацию, сказки Перро заслуживают почетное место в детской литературе. Они веселы, занимательны, непринужденны в них есть именно та смесь непонятно – чудесного и обыденно – простого, возвышенного и забавного, которая составляет отличительный признак настоящего сказочного вымысла.

Литературно–художественное издание «Приключения барона Мюнхгаузена» 2017 года, с дарственной надписью издательского дома. Переплет издания выполнен золотым тиснением, внутренний блок из мелованной бумаги. Произведение напечатано по французскому изданию Шарля Фюрна, к которому Гюстав Доре создал цикл иллюстраций, включавший 118 рисунков в тексте и 29 отдельных полосных иллюстраций. Текст в переводе Е. И. Песковской, сделанный для издания М. О. Вольфа, наиболее близкий к оригиналу немецкого издания 1786 года. В двух этих изданиях настолько реалистичные и роскошные иллюстрации, читающий их погрузится «с головой» в сказочный мир и получит огромное эстетическое удовольствие.

Представленные на экспозиции издания, не только образцы искусства полиграфического оформления, но и прекрасные работы иллюстраторов, художников и фотографов XIX – XXI вв. Кроме отечественных изданий можно увидеть экземпляры из иностранной коллекции. Миниатюрные издания и книги большого формата; переплёты кожаные, бумажные, тканевые, составные, цельные, с тиснением; обложка, суперобложка, футляр; обрезы золочёные, крапчатые, мраморные, тонированные, торшонированные, украшения; металлические накладки, шёлковые ляссе, форзацы и иллюстрации – все это богатство книжной полиграфии можно лицезреть на выставке в Национальной библиотеки РД.

 

Добро пожаловать в отдел редких книг!

«Странствующий виртуоз»

С 28 ноября 2024 года отделом  литературы по искусству  Национальной библиотеки  РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 195-летию со дня рождения русского композитора и пианиста Антона Григорьевича Рубинштейна.

Творческая жизнь Антона Григорьевича Рубинштейна-организатора, артиста, композитора, педагога, литератора-публициста - одна из ярчайших страниц летописи русской музыки. Рубинштейн органично вписывается в блестящую плеяду русских интеллигентов-разночинцев 60-х годов XIX века.

Антон Григорьевич Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в селении Выхватинцы на берегу Днестра, на границе Бессарабии. Музыкой он начал заниматься рано. Маленький Антон делал настолько быстрые успехи, что уже в девятилетнем возрасте начал выступать публично. Успех концерта, в котором мальчик исполнил ряд трудных произведений- Allegro из концерта a-moll Гуммеля, фантазию Тальберга на темы из «Моисея» Россини, две пьесы Гензельта и Фильда и «Хроматический галоп» Листа, - был огромный. Среди множества одаренных детей-музыкантов, Рубинштейн быстро выдвинулся в ряды первых знаменитостей. Лист называл его своим преемником, а Мошелес, пораженный его феноменальной виртуозностью, говорил: «Руки у этого русского мальчика легки как пух, но вместе с тем он обладает силой взрослого».

Огромно творческое наследие А. Рубинштейна. Оно свидетельствует о широте и разнообразии его творческих устремлений. Он написал немалое количество произведений, которые прочно заняли место среди классических образцов русской музыки. В 1852 году была поставлена первая его опера - «Куликовская битва», «Фомка-дурачок», «Хаджи-Абрек» и «Сибирские охотники». Кроме опер, Рубинштейном за это время было сочинено много фортепианных произведений. Среди них цикл из 24-х пьес – «Каменный остров», серия музыкальных  портретов - характеристик приближенных Елены Павловны, камерных ансамблей (трио, квартеты) и две симфонии. Лучшая из них – вторая «Океан». В симфонии этой ощущается стремление к стихийной силе, широте, монументальности. «Океан» открывает целую серию музыкальных произведений русских композиторов, навеянных образами моря «Садко», «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Буря» Чайковского и другие. Не оставляя мысли о создании профессиональной русской композиторской школы, Антон Григорьевич в 1858 году пытается заручиться поддержкой музыкальной общественности, для чего старается наладить в стране регулярно концертную жизнь. Первым шагом на этом пути явилась Певческая академия в Петербурге, а в 1859 году на базе Симфонического общества появляется и Русское музыкальное общество, сыгравшее в истории русской музыки исключительную роль. Рубинштейн  был  автором еще нескольких опер и духовных ораторий – «Потерянный рай», «Фераморс», «Дети степей» и «Вавилонское столпотворение», трех симфоний, концертов для фортепиано с оркестром, знаменитых «Персидских песен» и многих других сочинений. Признание Рубинштейна как композитора связано с оперой «Демон». Запрещенная цензурой, она все же с невероятным успехом была поставлена в 1875 году в Петербурге, а в 1879-м – в Москве. «Демон»- один из первых и лучших опытов лирической оперы в русском музыкально-драматическом искусстве. В центре его – романтический герой, находящийся в разладе с миром, в характеристике которого главным стало раскрытие внутреннего душевного состояния.

Последние годы Антон Григорьевич проводит преимущественно в Дрездене, занимаясь литературной и композиторской деятельностью. Не оставляет он и педагогику, продолжает выступать на благотворительных концертах. Свой композиторский путь он завершает двумя духовными операми – «Моисей» и «Христос». Жизнь и творческая деятельность Антона Рубинштейна и в наше время служит ярким примером преданности и бескорыстного служения родному искусству, его высоким идеалам.

Литература, представленная на выставке:

1. Алексеев, А. Антон Рубинштейн / А. Алексеев. - Москва - Ленинград: Музгиз, 1945. - 46 с.

2. Баренбойм, Лев Аронович. Николай Григорьевич Рубинштейн: История жизни и деятельности / Л. А. Баренбойм. - Москва: Музыка, 1982. - 160с.

3.Баренбойм, Л. А. А.Г. Рубинштейн: Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально - общественная деятельность / Л. А. Баренбойм. - Ленинград: Музиздат, 1957. - 454 с.

4. Демон А. Г. Рубинштейна. - 3-е издание. - Москва: Музыка, 1980. - 62с.

5. Демон А. Г. Рубинштейна. - Москва: Музиздат, 1958. - 77 с.

6. Музыка: энциклопедия / главный редактор Г. В. Келдыш. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 672 с.: ил.

7. Рубинштейн, Антон Григорьевич. Литературное наследие / А. Г. Рубинштейн; составитель Л. А. Баренбойм. - Москва: Музыка, 1984. - 222с.

8. Рубинштейн, Антон Григорьевич. Избранные письма / А. Г. Рубинштейн. - Москва: Музиздат, 1954. - 101 с.

9. Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов / Составитель Л. А. Серебрякова. - Челябинск: Урал ЛТД, 2001. - 512с.

10. Соловцов, А. Николай Григорьевич Рубинштейн / А. Соловцов. - Москва; Ленинград: Музгиз, 1946. - 46 с.

11. Хопрова, Т. А. А. Г. Рубинштейн 1829-1894: популярная монография / Т. Хопрова. - 2-е издание. - Ленинград: Музыка, 1987. - 96с.

 

Отдел литературы по искусству

Вечер памяти известного аварского артиста театра Басира Инусилова

В конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова 27 ноября 2024 года состоялся вечер в память о знаменитом аварском театральном артисте Басире Инусилове, которому в этом году исполняется 100 лет. Басир Магомедович отличался уникальным даром воплощения классических ролей. Непревзойденно исполнил роль Подколесина в комедии Н. Гоголя «Женитьба», сыграл легкомысленного Леонардо в «Самодурах» К. Гольдони, был Эзопом в одноименной пьесе бразильского драматурга Г. Фигейреду и выступил в роли алчного Галсана в пьесе П. Моляровского «Удивительное сокровище». В 1960 году во время Декады дагестанского искусства и литературы в Москве Аварский театр представил пьесу Р. Гамзатова «Горянка», и Басир Инусилов сыграл Али, отца молодой Асият, что стало пиком его актерского мастерства. Театральные критики высказывали многочисленные похвалы его таланту.

Ведущей вечера была журналистка газеты «Истина» Шамай Казанбиева, которая поприветствовала аудиторию и отметила, что село Тануси Хунзахского района, родина Басира Инусилова, дало миру многих известных людей — ученых, педагогов и политиков. Она прочитала собственные стихи, посвященные артисту. Редактор газеты «Истина» Зульфия Гаджиева в своем выступлении подчеркнула важность познакомить молодежь с замечательным наследием Басира Инусилова. Вечер был дополнен показом видеоролика, где артисты Аварского театра делились воспоминаниями об актере как о легенде сцены.

Директор Аварского музыкально-драматического театра имени Гамзата Цадасы Магомед Бисавалиев охарактеризовал Инусилова как драматического актера, сыгравшего почти все ключевые роли русской и мировой классики. Образы, созданные им, навечно остались в истории театра. Он завершил свое выступление чтением стихотворения Расула Гамзатова в честь Басира Инусилова. Актеры театра исполнили отрывок из спектакля «Горянка» Р. Гамзатова, где когда-то блистал Басир Инусилов.

Выступление заслуженного артиста России Гусейна Казиева было наполнено рассказами об интересных и забавных случаях из жизни Инусилова и его актерском мастерстве, которое не раз приходило ему на помощь в жизни. Во время Великой Отечественной войны труппа Аварского театра с Басиром Инусиловым гастролировала по районам Дагестана.

На вечере также выступили народный художник России Гамзат Газимагомедов, доктор филологических наук Магомед Магомедов, поэт Шамиль Мухидинов, директор гимназии №61 г. Махачкала Кайтмаз Дибиров, директор школы №2 г. Каспийска Алибек Казанбиев и поэт Алигаджи Магомедов. Учащиеся Танусинской средней школы подготовили биографический рассказ о Басире Инусилове, а ученики Гимназии №11 г. Махачкала продекламировали стихи в его честь. Вечер был дополнен музыкальными номерами Ахсарат Хайбулаевой и Айшат Тажудиновой. Магомед Инусилов, сын актера, выразил благодарность всем участникам и организаторам мероприятия. Память о Басире Инусилове будет жить в сердцах тех, кто вдохновляется его добротой, трудолюбием и великолепным актерским мастерством.

«Прямо по курсу – интернет»

С 28 ноября 2024 года в читальном зале отдела сельскохозяйственной и технической литературы представлена книжная выставка,

Интернет — это глобальная сеть, которая объединяет устройства по всему миру и дает пользователям множество возможностей: работать, учиться, вести бизнес и так далее. В наши дни от работоспособности интернета зависят буквально все процессы жизнедеятельности.

Считается, что у интернета нет одного конкретного создателя. Над развитием технологии работали ряд ученых, инженеров и программистов на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1960-х годов.

Литература, представленная на выставке, поможет повысить грамотность подрастающего поколения в вопросах безопасности в глобальной сети, сформировать культуру ответственного, этичного и безопасного использования Интернета.

Часть экспозиции будет посвящена социальным сетям, а также кибербуллингу — одной из главных угроз, с которой можно столкнуться в Интернете. Выставка объединит справочные издания, а также статьи о безопасной работе в интернет-пространстве, опубликованные в периодических изданиях. Благодаря нашим книгам вы узнаете много интересного про интернет и о его создателях.

Издания, представленные на выставке:

1. Баммаева Г. А. Интернет программирование. / Г. А. Баммаева. - Москва: «Перо», 2020. – 96с.

2. Билалова И. М. , Арипова П. Г. Теория систем и системный анализ / И. М. Билалова. – Москва: «Перо», 2021. – 135с.

3. Внуков А. А. Основы информационной безопасности / А. А. Внуков. – Москва: «Юрайт», 2021. – 161с.

4. Иванова Г. С. Технология программирования / Г. С. Иванова. – Москва: «Кнорус», 2022. – 336с.

5. Информационные технологии и основы вычислительной техники: учебник / составитель Т. П. Куль. – Санкт – Петербург: «Лань», 2020. – 264с.

6. Меджидов З. У. Учебное пособие по дисциплине: «Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности» / З. У. Меджидов. – Махачкала: «Апробация, 2022. – 190с.

7. Procreate. Учимся создавать шедевры на Ipad: единственный гид по цифровой живописи / Макс Уличнэй Симон Грюневальд. – Москва: «Эксмо», 2021. – 216с.

8. Черешнев Е. Форма жизни № 4: Как остаться человеком в эпоху расцвета искусственного интеллекта / Е. Черешнев. – Москва: «Альпина Паблишер», 2022. – 484с.

9. Черткова Е. А. Компьютерные технологии обучения / Е. А. Черткова. – Москва: «Юрайт», 2021. – 250с.

10. Штукенция В., Игроглаз Т. Алгоритм успеха на Youtube. Думай как ютубер / В. Штукенция. – Санкт – Петербург: «Питер», 2022. – 352с.

11. Яварски М., Зиаде Т. Python. Лучшие практики и инструменты / М. Яварски, Т. Зиаде. – Санкт – Петербург: «Питер», 2024. – 592с.

Отдел сельскохозяйственной и технической литературы

«Берегите себя для жизни»

С 28 ноября 2024 года в отделе абонемент Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена книжная выставка, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом.

1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. В этот день мировая общественность выражает солидарность с людьми, затронутыми эпидемией, и проводит многочисленные акции в поддержку усилий по борьбе со СПИДом.

СПИД – болезнь рубежа XX-XXI веков. Это смертельная болезнь, которая унесла жизни многих людей. Всемирный день борьбы со СПИДом является одним из самых важных международных праздников, направленных на привлечение внимания к вопросам здравоохранения во всем мире.

Всемирный день борьбы со СПИДом был учреждён в 1988 году по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Генеральной ассамблеи ООН. Само заболевание впервые было выявлено в конце 1970-х годов в Центральной Африке. Обнаружить возбудителя болезни смогли только в начале 1980-х, а понятие «СПИД» было введено в 1981 году.

Согласно определению, СПИД – это синдром приобретенного иммунодефицита или тяжелое состояние, развивающееся у человека на фоне выраженного иммунодефицита, вызванного длительным течением ВИЧ-инфекции. Сегодня Всемирный день борьбы со СПИДом объединяет миллионы людей, позволяет поддержать страдающих этим заболеванием, а также вспомнить тех, кто от него скончался.

Символ Всемирного дня борьбы со СПИДом – шелковая красная ленточка, сложенная в виде перевернутой буквы V петелькой. Во всем мире он символизирует борьбу с болезнью; память о тех, кого унесла болезнь; надежду на изобретение лекарства для полного излечения; солидарность с теми, кто мужественно борется с заболеванием, а также ответственность, с которой общество должно подходить к этой проблеме.

Эта дата ежегодно призывает всю мировую общественность не просто помнить об этой пока неизлечимой болезни, но и быть терпимыми к тем ,кто уже является переносчиком этого заболевания. И, главное, каждый из живущих на планете должен для себя понять, что ПРОФИЛАКТИКА очень важна в борьбе за здоровье.

На выставке представлены книги по данной теме и статьи из периодических изданий.

Издания, представленные на выставке:

  1. Джонсон, Мэджик. Как избежать СПИДа : перевод / М. Джонсон. - Москва: Вагриус, 1994. - 189 с.
  2. Кожемякин, Л. А. СПИД: Синдром приобретённого иммунодефицита : пособие для врачей / Л.А. Кожемякин, И.Г. Бондаренко, А.А. Тяптин ; Общество "Знание" РСФСР; Ленинградская организация. - Москва : Знание, 1990. - 112 с
  3. Малый В. П. ВИЧ/СПИД / В. П. Малый. - Москва : Эксмо, 2009. - 670, [1] с.
  4. Махачева З. А.  Спид и глаз / З. А. Махачева, Л. А. Аванесова. - Махачкала : ЗАО Дагпресс, 2001. - 76 с. - 60 р.
  5. Проявления заболеваний внутренних органов и СПИДа на слизистой оболочке рта, языка и губ : учебное пособие : учебное пособие / Э. Д. Шахнабиева, А. И. Абдурахманов, И. М. Расулов, Д. А. Шихнебиев; Министерство здравоохранения Российской Федерации, Дагестанский государственный медицинский университет. - Махачкала : ИПЦ ДГМУ, 2019. - 88 с.
  6. СПИД: синдром приобретенного иммунодефицита : сборник научных трудов / ред. В. П. Широбоков. - Киев: Здоров’я, 1988. - 231 с
  7. Султанов Г. В. СПИД : синдром приобретенного иммунодефицита / Г. В. Султанов, И. Ф. Таран ; Министерство здравоохранения СССР, Дагестанская противочумная станция, научно-исследовательский противочумный институт Кавказа и Закавказья. - Махачкала : Дагестанское книжное издательство, 1988. - 30 с.
  8. Тарантул В. З. Имя ему СПИД : Четвертый всадник Апокалипсиса / В.З. Тарантул. - Москва : Языки славянской культуры, 2005. - 400 с
  9. Тищенко Л. Д. СПИД: проблемы лечения и профилактика : учебное пособие для студентов мед. институтов / Л. Д. Тищенко, Г. К. Гагаев, А. Б. Сомов ; Государственный комитет СССР по народному образованию. - Москва : Издательство Университета дружбы народов, 1989. - 64 с
  10. Шевелев А. С. СПИД - загадка века : научно-популярная литература / А. С. Шевелев. - Москва : Советская Россия, 1988. - 143 с.

Отдел абонемент

«Факсимильные издания»

В читальном зале отдела редких книг Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова с 28 ноября 2024 года вниманию читателей представлена книжная выставка «Факсимильные издания». Эта выставка имеет целью напомнить своим читателям о ценнейших культурных памятниках, хранящихся в библиотеке и доступных для изучения. Представлена часть коллекции факсимильных изданий, хранящихся в фонде редких книг. Факсимильным изданием называется произведение печати, графически точно воспроизводящее ранее вышедшее оригинальное издание: воссоздание всех внешних особенностей подлинника, включая различные пометки, следы от использования, признаки старения. Факсимильные издания, имеющиеся в библиотеке, приближают прославленные памятники книжной культуры человечества к читателю. Современные читатели, не имея возможности взять в руки уникальные рукописи, смогут иметь представление о них по факсимильным изданиям, цель которых – показать культуру наших далеких предков. Эти книги, сочетающие в себе историю и современность, великолепное оформлением богатое внутреннее содержание, никого не оставят равнодушным.

Сказание о Мамаевом побоище: историко-литературный очерк. - Факс. воспр. рукоп. - Москва: Книга, 1980. - 154 с.: ил.

К наиболее ценным памятникам древнерусской книжности относятся представленные на выставке факсимильные воспроизведения рукописей "Сказание о Мамаевом побоище" - один из величайших памятников древнерусской литературы. Эта книга, написанная в первой четверти пятнадцатого века, рассказывает о важнейшем событии русской истории - о Куликовской битве, бывшей в 1380 году и ознаменовавший начало независимости Русского государства.

Колокол. Газета А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Вольная русская типография. 1857–1867. Лондон – Женева. Факсимильное издание. - Москва: Изд-во Академии наук СССР: Изд-во "Наука", 1962-1964.

Первая русская революционная газета, издававшаяся А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым в эмиграции в Вольной русской типографии в 1857–1867 годах. Тираж «Колокола» достигал 2000–2500 экземпляров, его читали в разных социальных средах — и в крестьянских избах, и в чиновничьих кабинетах. В программе издания выдвигались три основных требования: освобождение от цензуры, крепостных крестьян от помещиков и от телесных наказаний. Герцен с первых же номеров развернул в «Колоколе» критику крепостников-помещиков, всего государственного строя царской России.

Карамзин, Николай Михайлович. Бедная Лиза / Н.М. Карамзин; Худож. М. Добужинский. - Факс. воспр. изд. 1921 г. - Ленинград: "Художник РСФСР", 1989. - 48 с.: ил.

Факсимильное воспроизведение 1989 год. Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с рисунками М.В. Добужинского была напечатана в 15-й Государственной типографии (б. Голике и Вильборг) в ноябре 1921 года в количестве 1 тыс. экземпляров. Из них 50 экз. именных и 50 экз., раскрашенных от руки.

Юности честное зерцало. - Факс.воспр.изд.1717 г. - Москва:  Худож. лит., 1976. - 88 с.

«Ю́ности честно́е зерца́ло» – русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века, подготовленный по указанию Петра I. Предполагаемый составитель – епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В создании книги принимал активное участие и курировал её издание сподвижник Петра, Яков Брюс. «Зерцало» было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления. «Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды, а в 1719 году книга вышла уже четвёртым изданием, и неоднократно переиздавалась вновь вплоть до конца XIX века.

В настоящее время изготовление подобных снимков очень облегчилось благодаря усовершенствованию светописи – фотографии, фототипии, фотогравюры и т.д. Они дают возможность получать, безусловно, верные факсимиле чисто механическим путём.

На выставке представлена лишь часть коллекции факсимильных изданий, всех любителей приглашаем на просмотр экспозиции хранящихся в отделе редких книг.

Вечер памяти Басира Инусилова

27 ноября в 13:00 в конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоится вечер памяти, приуроченный к 100-летнему юбилею Басира Инусилова.

Басир Магомедович Инусилов появился на свет в 1924 году в селе Тануси Хунзахского района. В Аварский театр он пришел в 1939 году, когда ему исполнилось всего 15 лет. У Басира Инусилова был выдающийся дар к исполнению классических ролей. Он блестяще сыграл Подколесина в комедии Н. Гоголя «Женитьба», изобразил беспечного Леонардо в произведении К. Гольдони «Самодуры», воплотил на сцене Эзопа в пьесе бразильского автора Г. Фигейреду «Эзоп» и жадного Галсана в пьесе П. Моляровского «Удивительное сокровище». В 1960 году, во время Декады дагестанского искусства и литературы в Москве, когда Аварский театр поставил пьесу Р. Гамзатова «Горянка», Басир Инусилов сыграл роль Али, отца юной Асият. Именно этот образ можно назвать вершиной его театрального таланта.

В самом расцвете жизни и дарования трагически оборвалась жизнь Басира Инусилова. Однако остались созданные им запоминающиеся образы и его имя.

Приглашаем всех, кто ценит и любит аварскую культуру и язык!

Дата мероприятия

«СПИД: знать, чтобы жить»

С 26 ноября 2024 года в отделе обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена выставка, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом.

Ежегодно 1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. Во всем мире в этот день говорят о СПИДе, о том, какую угрозу существованию человечества несет эта глобальная эпидемия. Организованные усилия направлены на укрепление общественной поддержки программ профилактики распространения СПИДа, на организацию обучения и предоставления информации по всем аспектам СПИД…

Посетив выставку, читатели познакомятся с одним из самых страшных явлений нашего времени, которое постоянно уносит жизни людей по всему миру. Авторы некоторых книг поделятся опытом, как бороться с этой страшной болезнью, и, что победить ее можно только сообща, всем человечеством. Выставка рассчитана для широкого круга пользователей.

Издания, представленные на выставке:

1. Морозов О. Группа риска / О. Морозов. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

2. Покровский В. И., Покровский В. В. СПИД. Синдром приобретённого иммунодефицита / В. И. Покровский, В. В. Покровский. – М.: Медицина, 1988. – 48 с.

3. Тарантул В. З. Имя ему СПИД: Четвёртый всадник Апокалипсиса / В. З. Тарантул. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 400 с.

4. Малый В. П. ВИЧ / СПИД / В. П. Малый. – М.: Эксмо, 2009. – 672 с.

5. Малова А. А. Инфекционные болезни / А. А. Малова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.

6. Малов В. А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях / В. А. Малов. – М.: Академия; Мастерство, 2002. – 304 с.

7. Титаренко Р. В. Сестринское дело при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ-инфекции и эпидемиологии / Р. В. Титаренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 600 с.

8. Свищева В. А. Вам письма многое расскажут. В.А. Свищева.-СПб.: «Издательство «Диля»,2010. - 656с.

9. Тишенко Л.Д. СПИД: проблемы лечения и профилактики. Л.Д. Тищенко.-М.: Изд.-во УДН.1989.-64с.

Отдел обслуживания универсального читального зала

«155 лет Сулейману Стальскому»

25 ноября 2024 года сотрудники Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова, Сакинат Мусаева и Хаписат Хирамагомедова, представили выездную выставку «Так рождается легенда», на мероприятии, посвященном первому Народному поэту Дагестана Сулейману Стальскому, прошедшем в Северо-Кавказском институте (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в Махачкале.

Главный библиотекарь отдела краеведческой и национальной литературы, Сакинат Мусаева, поделилась со студентами информацией о деятельности Национальной библиотеки РД им.Р. Гамзатова, рассказала о богатстве её фондов и о том, как высоко ценил Расул Гамзатов первого Народного поэта Дагестана, Сулеймана Стальского.

В ходе мероприятия Сакинат Мусаева познакомила студентов с малоизвестными аспектами биографии Сулеймана Стальского. Она подробно остановилась на его детских и юношеских годах, на том, как живая природа и гармония родного края отразились в его первых стихах. Рассказала о важности его творчества для сохранения и популяризации лезгинского языка и культуры.

Хаписат Хирамагомедова представила студентам экспонаты выездной выставки, среди которых были раритетные издания первых поэтических сборников Стальского, а также фотографии и документы, связанные с жизнью и творчеством поэта. Выставка привлекла внимание не только студентов, но и преподавателей, которые отметили её высокую образовательную и культурную значимость.

Сотрудники Национальной библиотеки также выступали в роли жюри при оценке Конкурса чтецов и докладов, которые были посвящены юбилею Сулеймана Стальского.

Администрация института выразила благодарность Сакинат Мусаевой и Хаписат Хирамагомедовой за их личный вклад и значительную помощь в подготовке и проведении круглого стола, посвященного литературному наследию Сулеймана Стальского, под названием «Перешедший в легенды». Также присутствующие выразили надежду, что такие встречи станут традицией и будут способствовать сохранению культурного наследия Дагестана.

 Отдел краеведческой и национальной литературы

Курсы повышения квалификации для сотрудников библиотеки

22 ноября 2024 года отдел литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова провел информационный час для коллег на тему «История России глазами художников».

Начался информационный час с выступления заместителя директора по работе с библиотечными кадрами библиотеки Магомедрасула Магомедрасулова.

Провела курсы заведующая отделом литературы по искусству Заира Кухмазова. Она подчеркнула, что наша страна, начиная с ранних становления Руси идо образования Российского государства, претерпела немало трагических событий. Сколько ратных подвигов совершили наши предки в борьбе с завоевателями, как с Запада, так и с Востока. Эти события и свершения прошлого ярко воплощены в полотнах художников ХVII –начала ХХ века. Искусство и история всегда были неразрывно связаны, и это особенно верно для русских художников, которые не только создали множество шедевров, но и отразили в них дух своего времени. К страницам отечественной истории первым обратился академик Антон Лосенко. Его картина «Владимир и Рогнеда» положила начало русской исторической живописи.

Обращались к прошлому в своей живописи и знаменитые художники такие как: В. Васнецов, В. Суриков. И. Репин, В. Серов. В.Перов, В.Верещагин, Г. Мясоедов и многие другие художники.

Исторические события, освободительное движение горцев привлекли внимание к Дагестану передовой мировой общественности, прогрессивных кругов художественно-творческой интеллигенции России. В разные годы в Дагестане плодотвор­но работали такие известные русские художники, как Г.Г. Гагарин, Ф.Ф. , Ф.А. Рубо, Е.Е. Лансере и многие другие. Они отразили в своих произведениях драматические события, суровые горные пейзажи, русских воинов и образы мужественных горцев, выполненные с чувством глубокой симпатии и уважения к свободолюбивым народам Дагестана.

Под влиянием творчества выдающихся русских художников, посетивших Дагестан в конце ХIХ — начале ХХ в., в среде национальной творческой интеллигенции пробуждается неподдельный интерес к европейской культуре. Возникает потребность освоения новых изобразительных форм — живописи, пластики, графики. Первым представителем Дагестана, получившим в художественной школе специальное европейское образование еще в дореволюционный период, был уроженец селения Чох Халил-бек Мусаев.

Качественно новое явление в художественной жизни нашей республики представляет собой творчество Евгения Лансере — первого из крупных мастеров русской культуры, связавшего с Дагестаном жизнь и творчество, достигшего высокой степени понимания и освоения местной национальной культуры и оказавшего бесспорное влияние на формирование и развитие самобытного профессионального изобразительного искусства горцев. Его учениками были основоположники национального профессионального изобразительного искусства Дагестана — Муэддин-Араби Джемал и Хас-Булат Нухбекович Аскар-Сарыджа. Их творчество во многом определило развитие дагестанской живописи и скульптуры. Картина М. Джемала «Объявление автономии Дагестана» (1936-1939) является первым произведением историко-революционного жанра в профессиональном изобразительном искусстве республики. По ходу выступления на экране демонстрировались картины художников. В завершение своего выступления Заира Кухмазова предложила коллегам посмотреть документальный фильм «Краски души моей», посвященный культуре и искусстве Дагестана.

В продолжение курсов коллеги прослушали доклад главного библиотекаря отдела иностранной литературы Гульмира Мардановой, посвященный юбилярам зарубежной литературы.

Отдел литературы по искусству