марта 2024

«Когда поют птицы»

С 31 марта 2024 года в читальном зале отдела сельскохозяйственной и технической литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова, представлена тематическая книжная выставка «Когда поют птицы».

Птицы населяют все материки и большую часть островов земного шара. Они живут везде, где есть растения и животные, пригодные им для пищи: в лесах, горах, на лугах и болотах, в степях, тундрах и пустынях. Есть птицы, которые большую часть жизни проводят в открытом море. В настоящее время в мировой фауне известно свыше 9000 видов птиц. Роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и очень большой численности. Все они поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Особенно велико значение птиц в регулировании численности насекомых и мелких грызунов. Велико значение птиц в распространении семян. Склевывая сочные плоды рябины, бузины, брусники, черемухи, черники и многих других растений, они перелетают с места на место и выбрасывают вместе с пометом неповрежденные семена. Сойки и другие птицы, питающиеся желудями, уносят их на большое расстояние и часто теряют. Цветки некоторых тропических растений опыляют птицы колибри и нектарницы, которые, подобно многим насекомым, питаются цветочным нектаром. Несомненно, полезны для человека и хищные птицы, во множестве уничтожающие мелких грызунов - вредителей полевых культур и распространителей многих инфекционных заболеваний (например, чумы, желтухи). На многих диких птиц существует промысловая и спортивная охота. Промышляют в основном куриных птиц - куропаток, рябчиков, тетеревов, фазанов, а из водоплавающих - уток и гусей. Птицы - первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Привлечение птиц поближе к полям, садам и огородам положительно сказывается на урожае.

Если вы любите птиц, то эта выставка для вас. Посетив её, вы получите базовые навыки определения птиц, узнаете, каких птиц можно встретить в нашей стране. Как правильно подкармливать пернатых и наблюдать за ними рядом с вашим домом. Как стать бёрдвотчером (путешествующим любителем птиц), в какие места нужно ехать, чтобы увидеть редких и необычных птиц и как правильно их фотографировать.

А для тех, кто хочет завести домашнего крылатого питомца, мы предлагаем книги с практическими советами по содержанию, кормлению, разведению и лечению певчих и декоративных птиц.

Выставка будет полезна зоологам, студентам-биологам, учителям, а также туристическим менеджерам, фотографам, увлечённым съёмками живой природы и всем любителям птиц.

Издания, представленные на выставке:

  1. Артемичев М.А. Рецептурный справочник по болезням птиц / М.А. Артемичев.-Москва.: Колос, 1972.-176с., ил.
  2. Беляков Н.Д. Юным птицеводам / Н.Д. Беляков.-Москва.: Детская литература, 1966.-200с., ил.
  3. Вегер З. Разведение волнистых попугайчиков / З. Вегер.-Мсоква.: Лесная промышленность, 1987.-175с., ил.
  4. Глазунов М.М. Птицы в уголке живой природы / М.М. Глазунов.-Москва.: Просвещение, 1974.-94с., ил.
  5. Ильичев В.Д., Силаева О.Л. Говорящие птицы / В.Д. Ильичев, О.Л. Силаева.-Москва.: Наука, 1990.-205с., ил.
  6. Одрюбон Д. Птицы Америки / Д. Одрюбон, автор текста Е. Коблик.-Москва.: Белый город, 2007.-416с., ил.
  7. Остапенко В.А., Морозов В.И., Мягков Н.А. птицы и звери в вашем доме / В.А. Остапенко, В.И. Морозов, Н.А. Мягков.-Москва.: Общество Знание, 1992.-96с.
  8. Остапенко В.А., Морозов В.И. Певчие птицы / В.А. Остапенко, В.И. Морозов.-Москва.: Эра, 1991.-45с., ил.
  9. Пигарева М.Д., Афанасьев Г.Д. Перепеловодство / М.Д. Пигарева, Г.Д. Афанасьев.-Москва.: Росагропромиздат, 1989.-103с., ил.
  10. Птицы: подробная иллюстрированная энциклопедия / перевод с английского В.В. Ивановского.-Москва.: Астрель, 2008.-512с., ил.
  11. Рахманов А.И. Птицы в природе и у нас дома / А.И. Рахманов.-Ташкентю: Мехнат, 1988.-360с., ил.
  12. Шнейдер В.Б., Гринев В.А. Птицы в доме / В.Б. Шнейдер, В.А. Гринев.-Москва.: Росагропромиздат, 1991.-156с., ил.

Отдел сельскохозяйственной и технической литературы

Курсы повышения квалификации сотрудников библиотеки

29 марта 2024 года в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова прошел час информации для сотрудников библиотеки.

Современные библиотеки в условиях цифровой трансформации играют важную роль в обеспечении доступа к информации и знаниям. Искусственный интеллект становится неотъемлемой частью работы библиотек, позволяя автоматизировать процессы обработки информации, расширить возможности поиска и анализа данных.

Технологии искусственного интеллекта, такие как нейронные сети, предоставляют библиотечным работникам новые инструменты для улучшения качества обслуживания пользователей. Применение нейросетей в библиографическом обслуживании позволяет автоматизировать процессы индексации и каталогизации, улучшить рекомендательные системы и оптимизировать работу с крупными объемами данных.

Однако, внедрение технологий искусственного интеллекта в библиотечную сферу несет с собой определенные вызовы. Необходимо обеспечить конфиденциальность и безопасность данных, обучить персонал работе с новыми инструментами и учитывать этические аспекты использования искусственного интеллекта.

Отечественные разработки в области цифровых технологий, включая нейронные сети, предоставляют библиотекам широкие возможности для улучшения качества обслуживания пользователей и совершенствования библиотечных услуг. Имея доступ к современным технологиям и знаниям, библиотеки могут успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям цифровой реальности и продолжать эффективно выполнять свою миссию - обеспечение свободного доступа к информации и культурным ценностям.

Этим вопросам и был посвящен доклад, подготовленный библиографом информационно-библиографического отдела Айной Бачиевой.

 

«Под градом пуль»

29 марта 2024 года в читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялся час информации, посвященный вопросам профилактики терроризма. Дагестан, как и многие другие регионы, столкнулся с вызовами экстремизма и терроризма, переживая напряженные моменты и трагические события.

Специалисты Национальной библиотеки РД делают акцент на важности осведомленности общества в борьбе с терроризмом. На мероприятии заведующая отделом краеведческой и национальной литературы Патимат Муртазалиева представила историю терроризма, его основные причины, ужасные последствия и методы противодействия этому явлению. Трагические события в соседней Чеченской Республике, в городе Кизляре и поселке Первомайском, чудовищные взрывы жилых домов в городах Каспийске, Буйнакске и Махачкале, вооруженное вторжение на территорию нашей республики бандформирований в 1999 году, многочисленные террористические акты с человеческими жертвами – все это и многое другое наложило особый отпечаток на массовое сознание дагестанцев, на само восприятие ими экстремизма и терроризма, на выработку соответствующего отношения к ним в дагестанском обществе.

Сотрудники библиотеки призвали посетителей быть внимательными, разумными и не поддаваться экстремистским провокациям.

Сегодня важно формировать образованное, толерантное и креативное поколение, способное противостоять экстремизму. Библиотека играет значимую роль в этом процессе, предлагая разнообразные мероприятия и используя современные форматы для общения с молодежью и профилактики экстремизма.

Посещение Национальной библиотеки РД открывает доступ к знаниям, способствует обогащению мировоззрения и помогает гражданам быть в курсе событий. Это важный шаг к формированию информированного общества, готового к противостоянию вызовам современного мира.

Отдел краеведческой и национальный литературы

«Поэзия, устремленная в будущее»

С 30 марта 2024 года в отделе краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута книжная выставка «Поэзия, устремленная в будущее» посвященная 80-летию со дня рождения табасаранского поэта Шамиля Рамазановича Казиева. На выставке представлены книги поэта и литература о творчестве.

Табасаран – земля наших предков, неповторимый и красивейший уголок нашей республики. Таким его делают прекрасная природа, величественные горы, многоцветные альпийские луга, самобытная культура и народ, населяющий этот древний край. Богатейшая история Табасарана дала огромную плеяду великих личностей, выдающихся ученых-арабистов, просветителей, философов, общественных и политических деятелей, спортсменов, поэтов и писателей. О своем гордом народе, его мудрости и славе немало произведений, песен сочинено и написано табасаранскими поэтами и писателями. Одним из таких поэтов является Шамиль Казиев. Поэт – это человек, вмещающий в сердце горы и реки, небо и море, леса и цветы, пение птиц, влюбленный в свой народ. Он никогда не стареет душой, верит в милосердие жизни и свою поэзию связывает с человечеством, историей, выражает свое отношение к миру на языке реализма. Его поэтический долг, поэзия выражает наши судьбы, любовь и надежды. Он славит женщину – мать, жену, подругу.

Шамиль Рамазанович Казиев родился 1 апреля в 1944 году в селе Гуми. Табасаранского района. С раннего детства он любил слушать сказки. Эта страсть в мальчике была так велика, что он настойчиво просил каждого гостя, пришедшего в семью, рассказать ему сказку. Надо отметить, что его отец, Казиев Рамазан, слыл хорошим рассказчиком, и в их доме, особенно в долгие зимние вечера, часто бывали гости. Маленький Шамиль, пока ему позволялось, сидел среди них и слушал, затаив дыхание. Вскоре он научился читать и пристрастился к чтению книг. Мальчик рос, и вместе с ним росла его страсть к чтению, любовь к литературе.  Писать он пробовал еще в школе. Продолжал писать и в годы учебы на филологическом факультете ДГУ, но никогда не относился к своим занятиям как к творчеству. Это была для него отдушина, занятие, которое приносило несравненное наслаждение и радость. В 1966 году он начал работать учителем  русского языка и литературы в родной Гуминской средней  школе. С этого времени его стихи начали появляться в районной газете. В 1972 году он поступил в Литературный институт им. М.Горького. Это были годы бессонных ночей и горячих споров в кругу поэтов-единомышленников, время накопления опыта, углубления знаний, время попыток овладения поэтикой русского стиха, время познания своего творческого «Я». В 1975 году перевелся на заочное отделение, затем прервал учебу- институт уже дал уму все что мог, стал работать в издательстве «Дагучпедгиз» редактором изданий на табасаранском языке. В эти годы табасаранская литература стала интенсивно развиваться. Появилось много новых имен, было издано много новых книг. Работа в издательстве была отмечена Почетной грамотой Госкомиздата РСФСР, присвоением звания заслуженного работника культуры Республики Дагестан. Первая поэтическая книга Шамиля Казиева «Дыхание рассвета» вышла в 1976 году на табасаранском языке в Дагестанском книжном издательстве. За первой книгой последовали «Светлые капли», «Дальняя дорога», «Заячья тропинка», «Земля и пепел», «Волшебная струна», «Отчего лис закукарекал», «Кинцамехмер», «Рабы и господа», «Тавхана», «Сказки», П.П.Ершов «Конек горбунок» (перевод на табасаранский язык). Он занимался и переводами произведений на русский язык. Его переводы собственных произведений  опубликованы в книгах «Терновый венец», «Избранное». Занимался литературной обработкой народной поэзии табасаран. В 2000 году в Дагестанском книжном издательстве вышел сборник стихотворений и поэм Ш. Казиева «Терновый венец» в переводе автора на русский язык. В нем опубликованы и произведения табасаранского народного творчества, отобранные и переведенные на русский язык Ш. Казиевым. Также его переводы на русский язык опубликованы в коллективных сборниках «Ростки» и «Чираг». Он не оставил и педагогическую работу, является автором учебных пособий по табасаранской литературе: «Сокровищница слов» для 4 класса; «Табасаранская литература» для 6 класса; «Табасаранская литература» для 9 класса. Его творческая работа отмечена Всероссийской литературной премией им. Петра Ершова для детей и юношества, Государственной премией Республики Дагестан им. С. Стальского.

Литература, представленная на выставке:

1. Казиев Шамиль. Мираж: стихи и поэмы /пер.с табасаран.яз.- Махачкала: ГАУ РД «Дагестанское книжное издательство», 2014.-352с.

2. Казиев Шамиль. Избранное: Стихи /Шамиль Казиев.- Москва: Вече, 2005.-272с.

3. Казиев Шамиль. Терновый венец: Стихи и поэмы.- Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2000.-304с.

4. Казиев Шамиль. Тавхана: Стихи и поэмы.- Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2005.-608с.

5. Казиев Шамиль. Лисье кукареку: Сказки и стихи для детей.- Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2013.-127с.

6. Казиев Шамиль. Хъинцамехмер: Сказка.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1995.- 18с.

Т. Гасанбекова, отдел краеведческой и национальной литературы

«Истина прежде всего»

28 марта 2024 года в отделе краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова открылась книжная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения известного философа, литературоведа, критика и прозаика Ахеда Гаджимурадовича Агаева (1924-2003).

Эпиграфом к выставке стали слова ученого - «Поклонитесь истине, а не имени».

Его малая родина - село Ахты Ахтынского района. Окончил Краснодарское военно-авиационное училище летчиков-истребителей и Саратовскую партийную школу. Ахед Агаев - участник Великой Отечественной войны, имеет боевые и памятные правительственные награды.

В 1959 году А. Агаев был награжден республиканской премией ДАССР имени Э. Капиева в области литературной критики за книгу «Етим Эмин»(1958).

Ахед Агаев избирался делегатом III съезда писателей СССР, был награжден орденом «Знак Почета» и «Дружбы народов».

Труды доктора философских наук, профессора Ахеда Агаева широко известны в Дагестане, в России и ближнем зарубежье. Свои произведения и научные труды он писал и на русском и на лезгинском языках.

Книжная экспозиция состоит из трех разделов. В разделе «На подступах» представлены издания на лезгинском языке. Из-под пера Ахеда Гаджимурадовича вышло много книг. Внимание пользователей особенно привлекут: первая книга прозаика - повесть «Надежда», которая вышла в Дагестанском книжном издательстве в 1958 году и романы «Лезгины» (1963), «Расколотое солнце» (1993), «Половодье». В последующие годы издаются прозаические произведения, которые печатались на страницах журналов, сборников, хрестоматий и газет.

В разделе «Философия совести» выставлены научно-философские и публицистические труды Ахеда Агаева.

В его монографиях исследуются проблемы национальных отношений: «В семье единой», «Язык и общество», «Социалистическая национальная культура», «К вопросу о теории народностей» и другие.

Агаев - автор литературоведческих монографий о жизни и творчестве народного писателя Дагестане Сулеймана Стальского, которые выдержали несколько изданий на русском языке. А книги «Лезгинская литература», «Етим Эмин» и «Алибек Фатахов» стали библиографической редкостью и пользуются большим спросом среди читателей Национальной библиотеки РД.

Последний раздел посвящен литературе о жизни и творчестве Ахеда Гаджимурадовича. Среди них книги А. Абилова, К. Акимова, Г. Гашарова и других авторов. В них авторы отмечают многосторонность его таланта как философа, писателя, ученого и организатора.

Книги Ахеда Агаева рассчитаны на научную общественность, а также на всех, кто интересуется гражданской, политической и культурной историей народов Кавказа.

Ахед Гаджимурадович по крупицам собирал зерна истины. Наш долг не растерять их, а сохранить их для будущих поколений.

Издания, представленные на выставке:

1. Агаев А.Г. Нажмудин Самурский. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1990. - 464с.

2. Агаев А.Г. Сулейман Стальский: жизнь и творчество. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1975. - 183с.

3. Агаев А.Г. Философия совести. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995. - 333с.

4. Агаев А.Г., Р.М. Магомедов. Дагестанское единство: история и современность. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1995. - 96с.

5. Ахед Агаев в науке и критике: отзывы, статьи, рецензии. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2002. - 204с.

Приглашаем всех желающих на выставку!

С. Н. Мусаева, главный библиотекарь отдела краеведческой

и национальной литературы

«Поэзия в миниатюре»

Весна время обновления, пробуждения духа и время поэзии! В читальном зале отдела редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова с 26 марта 2024 года вниманию читателей представлена выставка «Поэзия в миниатюре». На выставке представлены издания из коллекции миниатюры или как их по-другому называют «книжки – малютки». Немного о них: самые первые миниатюрные книги появились в средние века и были разновидностью рукописных книг, которые трудолюбиво переписывали монахи и писцы на тонких листах пергамента. Это были книги религиозного содержания, доступные лишь членам королевских семей и богачам. Создание таких книг занимало месяцы или даже годы работы. Несмотря на малый формат, миниатюрная книга в полной мере представляет искусство книги, искусство печати и переплета.  Благодаря нашей выставке посетители окунутся в мир поэзии, представленную миниатюрными поэтическими сборниками разных времен довоенного и послевоенного периода таких как: Шекспир, Г. Гейне, Р. Киплинг, Ф. Петрарка, Ш. Петефи, П-Ж. Беранже, А. Мицкевич, С. Есенин, Б. Пастернак, М. Цветаева, Н. Гумилев, О. Мандельштам, Ф. Тютчев, М. Лермонтов, Н. Некрасов, А. Твардовский и другие, с афоризмами величайших русских и зарубежных писателей. Поэзия – это искусство выразительного слова, являющееся творчеством словесной красоты. Она несет определенную духовную энергию, заставляющую читателя волноваться, превращающую, подчас, небольшой отрывок текста в ценность, которую народы хранят веками. Как говорил Иосиф Бродский: «Поэзия — это не лучшие слова в лучшем порядке, это – высшая форма существования языка.»

Рассмотрим некоторые экземпляры нашей выставки:

Мцыри: поэма / М.Ю. Лермонтов. - Москва: Художественная литература, 1984. - 78 с.

Михаил Лермонтов работал над поэмой «Мцыри» в 1838-1839 годах. Первая публикация состоялась в 1840 году в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» с некоторыми цензурными сокращениями. Поэма считается одним из последних образцов романтического жанра в русской литературе. Сюжет поэмы Лермонтов якобы позаимствовал из одной истории, которую слышал во время ссылки на Кавказ, куда поэта выслали в 1837 году. Этот рассказ якобы настолько впечатлил Лермонтова, что тот создал по мотивам услышанной истории поэму. Действительно ли этот эпизод в жизни Лермонтова имел место, или он был выдуман ранними биографами, сейчас сказать трудно.

Стихотворения / Ф.И. Тютчев. - Ставрополь: Кн.изд-во, 1988. – 317 с.

Место Тютчева в истории русской поэзии немного противоречиво. Для людей, погруженных в культуру, его фигура выглядит титанической и уникальной. И это при том, что все наследие Тютчева – около четырехсот коротких стихотворений, а если отбросить малоудачную политическую лирику, стихи на случай и юношеские опыты, останется, пожалуй, не более двухсот текстов. Но эти две сотни стихотворений принадлежат к незыблемым вершинам искусства и человеческого духа.  Понять это поможет настоящий сборник: в него вошли избранные Стихотворения поэта, позволяющие прикоснуться к многозначительной и страстной лирике Тютчева, услышать «дальний гул» его непревзойдённой музы и почувствовать всю мощь поэтического дара одного из важнейших поэтов, писавших на русском языке.

Рерих, Николай Константинович. Цветы Мории / Н.К. Рерих ; Предисл. В. Сидорова. - Москва: Художественная литература, 1984. - 150 с.

Единственный сборник стихов великого русского художника, философа и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха. Сборник содержит несколько поэтических сюит и поэму 'Наставление ловцу, уходящему в лес'. Сборник стихов «Цветы Мории» - вершина поэтического творчества знаменитого русского художника, ученого востоковеда, писателя и философа Николая Константиновича Рериха. Сам Рерих считал, что именно в стихах находится ключ к сокровенному пониманию его пути. Стихотворения Рериха Н.К проиллюстрированы фрагментами его картин.

На экспозиции можно увидеть миниатюрные издания в ярких переплетах, в футлярах и суперобложках, с золотыми обрезами, советскую миниатюру и нового времени, издания со стихами победы, фронтовую лирику. Миниатюра как маленькая драгоценность и предмет искусства не оставит равнодушной ценителей книги и поэзии.

Добро пожаловать в отдел редких книг!

«Родник раздумий»

С 26 марта 2024 года в читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы представлена книжная выставка, посвященная 85-летнему юбилею известного лакского прозаика, поэта, драматурга и журналиста народного писателя Дагестана Мирзы Шамхаловича Давыдова. Его содержательные, жизненные стихи, рассказы, повести и романы читают и стар и млад. Многие стихи знают наизусть, более ста стихотворений положили на музыку, и поют ведущие исполнители. Для любителей лакской поэзии Мирза Давыдов – это «родник поэзии». Он является автором 46 книг, изданных в Дагестане, Москве, Украине и Узбекистане. Особое место в его творчестве занимают прозаические произведения. Книга детских рассказов «Бутули», изданная и переизданная в Москве издательством «Детская литература», а также на украинском языке издательством «Веселка», входят в список лучших классических детских произведений страны. И об этом писали известные литературоведы и писатели Цезарь Голодный, Владимир Цыбин, Казбек Султанов, Сулейман Ахмедов, Халил Халилов.

Мирза Давыдов во всех своих произведениях: поэмах, стихах, повестях и романах широко и правдиво показывает прошлое и настоящее жизни не только своего народа, но и народов Дагестана и России. В последние годы писатель работал над трилогией «Лицом к смерти». Первый том «Орлиное гнездо», в котором правдиво описаны все события, происходившие в те годы в Ботлихском и Цумадинском районах, был издан. Второй том трилогии, роман «Кровавое воскресение», опубликован в 2003 году. По форме это документально-художественное произведение, в котором поименно названы участники тех событий. В обоих томах рассказывается о жестоких стычках между бандформированиями и мужественными защитниками Дагестана. Второй том посвящен начальнику районного управления МВД, полковнику милиции Муслиму Даххаеву, который искусно организовал оборону райцентра, помог липецкому ОМОНу выйти из-под ураганного обстрела, и сохранил жизни своих подчиненных. «Орлиное гнездо» и «Кровавое воскресение» - это единственные крупные произведения в российской литературе, где на фоне 1999 года широко показаны беды мирового терроризма и мужество российской армии, дагестанских милиционеров и других защитников Дагестана.

С началом специальной военной операции на Украине Мирза Давыдов вновь вступил в идеологическую борьбу с врагами России. В своей новой книге «Рассвет» автор через свое сердце пропускает происходящее на Украине, пишет о патриотизме и героизме российских солдат и офицеров. В течение десяти месяцев специальной военной операции на Украине пять офицеров из Дагестана удостоились высшей государственной награды – звание Героя России за проявленное мужество и героизм. Среди них – офицер российской армии, уроженец Кулинского района, лакец Нурмагомед Гаджимагомедов. В ходе специальной военной операции молодой человек ценой своей жизни спас личный состав воинского подразделения. О нем сказал В.В. Путин: «Когда я вижу примеры такого героизма, как путь молодого парня, уроженца Дагестана, лакца по национальности Нурмагомеда Гаджимагомедова и других наших воинов, мне хочется сказать: я лакец, я Дагестанец, я чеченец, я ингуш, я русский, я татарин, я мордвин, я осетин…».

Среди произведений М. Давыдова нужно отметить роман «Начало пути», в котором показан рабочий-строитель Халид. Он становится профессиональным каменщиком и участвует в восстановлении Ташкента после разрушительного землетрясения, а также Махачкалы после землетрясения 1970 года. В романе противопоставлены честные рабочие и те, кто идет на строительство за длинным рублем и занимается приписками.

Мирза Давыдов внес свой вклад и в драматургию. Его драмы «Белый подснежник», «Джарият» и «Долг» поставлены на сцене Лакского государственного музыкально-драматического театра имени Э. Капиева. На сцене Новолакского народного театра имени М. Чаринова поставлены такие пьесы, как «Белый подснежник» и «Щаза Курклинская». Помимо этого, он издал ряд книг, посвященных деятелям бизнеса, науки и культуры в рубрике «Негасимые звезды». Книги М. Давыдова переведены на русский, белорусский, украинский, азербайджанский, узбекский и персидский языки. В 1980 году в издательстве «Современник» опубликован роман М. Давыдова «Начало дороги». В Москве также были изданы сборники стихов «Горький счет» (1991) и «Журавлиное небо» (1995). М. Давыдов выступает и как переводчик стихов русских и зарубежных поэтов на лакский язык.

Литература, представленная на выставке:

  1. Давыдов М. Родник раздумий: стихи, поэмы, сонеты. – Махачкала: ГУП «Дагестанское книжное издательство», 2002. - 576с.
  2. Давыдов М. Избранное. Том 1.Ты мое счастье: Поэзия. – Махачкала: ГАУ РД «Дагестанское книжное издательство», 2023.-544с.
  3. Давыдов М. Начало пути: Роман. –Москва: Современник, 1980. -224с.
  4. Давыдов М. Лицом к смерти. Роман-трилогия. – Махачкала: Издательство «Лотос», 2012.- 600с.
  5. Давыдов М. Рассвет. - Махачкала, 2022. - 152с.

А. Бижитуева, отдел краеведческой

и национальной литературы

«Мой мир - театр»

С 27 марта 2024 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная Международному дню театра.

Ежегодно 27 марта по всему миру отмечается День театра. В истории русской художественной культуры, театру принадлежит исключительно важное место. Его служителями были великие люди самых разных профессий. Человек тянулся к театру всегда. Даже первобытные люди, устраивая у костра пляски по поводу удачной охоты, уже готовили первое театральное действо. Театр – это игра. Игра и для актеров, и для зрителей. Только на театральной сцене возможны чудеса и самые невероятные события. Театр – это работа большого коллектива. Чтобы на сцене получился яркий, увлекательный спектакль, месяцами работают сотни людей. Это не только артисты и режиссеры – люди, которых мы знаем. Это и драматург, и художники, и осветители, и костюмеры, и звукорежиссеры и многие другие.

Все началось в Древней Греции, когда во время богослужений в честь Бога Диониса люди распевали хвалебные песни. В античные времена существовали только драмы и комедии с историческим, мифологическим и религиозным смыслом. После Древней Греции любовь к театральным зрелищам перенял и Древний Рим.

История античного театра охватывает почти целое тысячелетие.

В Японии до настоящего времени существует театр, который можно назвать живым музеем театрального искусства. Этот театр носит короткое название - «Но», что переводится как «представление». Театр «Но» совершенно уникален, он не имеет аналогов в мире.

История каждого национального театра поучительна. Россия сделала значительный вклад в развитие мирового театра. Во второй половине ХVIII – начале ХIХ века в России были широко распространены крепостные театры. Так, театр графа Шереметева в Останкино по размерам и красоте не уступал крупнейшим европейским театрам. Крепостной театр Шереметева просуществовал десять лет. В 1756 году в Петербурге открылся первый профессиональный русский театр. Возглавили его драматург А. П. Сумароков и актер Федор Волков. Первая труппа и заложила основу развития русского драматического театра.

В 1898 году режиссёры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко создали Московский художественный театр, который стал революционным не только для российского искусства, но и для мирового театра. На сцене ставили пьесы А.П. Чехова, которые требовали от актёров нового подхода к игре: теперь артисты должны были чувствовать персонажа, быть им, перевоплощаться в другого человека. Во второй половине XX века российский театр продолжил стремительно развиваться. В 1956 году режиссёр Олег Ефремов создал театр «Современник», в котором выступали молодые актёры с новаторскими спектаклями. Также одним из самых популярных театров в Москве считался театр драмы и комедии на Таганке.

11 театров в Республике Дагестан, открыли свои двери еще в начале XX века. Самыми старейшими являются театры Дербента – азербайджанский и лезгинский. Самый молодой – основанный в 2015 году «Театр Поэзии». У каждого из них своя индивидуальность, свой язык, своя режиссура. Однако, несмотря на многонациональность нашей республики, большинство спектаклей сопровождаются синхронным переводом на русский язык.

Сегодня театр – неотъемлемая часть культуры мирового сообщества. За сценой работают тысячи человек, и миллионы зрителей по всему миру смотрят любимые представления.

Литература, представленная на выставке.

1. Болеславский, Ричард. Мастерство актера: шесть первых уроков / Р. Болеславский. Заметки из актерского класса / Мария Успенская. Система Станиславского: из России в Америку и обратно / Сергей Черкасский; перевод с английского и примечания С. Черкасского. - Москва: АСТ: ОГИЗ, 2023. - 304 с.

2. Дагестанский русский театр драмы им. М. Горького / редактор В. И. Толстова. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1996. - 96 с.

3. Елькина, Марина. Путешествие в мир театр / М. Елькина, Э. Ялымова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС ГРАНД, 2002. - 224 с.

4. Еремеева, Татьяна Александровна. В мире театра / Т. А. Еремеева. - Москва: Искусство, 1984. - 240 с.

5. Захава, Борис Евгеньевич. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б. Е. Захава; под общей редакцией П. Е. Любимцева. - 12-е издание, стереотипное. - Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2021. - 430 с.

6. Звезды столичной сцены: сборник / Ред. Б.М. Поюровский. - Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. - 336 с.

7. История русского драматического театра: в 7 томах / Министерство культуры СССР, Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствоведения. - Москва: Искусство, 1977-1987. Т. 1: От истоков до конца XVIII века / автор тома В. Н. Всеволодский-Гернгросс. - 1977. - 485 с.

8. История русского советского драматического театра: учебное пособие для театральных вузов и институтов культуры / А. Н. Анастасьев, Е. И. Полякова, К. Л. Рудницкий, М. Н. Строева; под общей редакцией Ю. А. Дмитриева, К. Л. Рудницкого. - Москва: Просвещение, 1984-1987. - Кн. 2: 1945-1980-е годы / К. Л. Рудницкий и другие. - 1987. - 271 с.

9. Комиссаржевский, В. Г. День театра / В. Г. Комиссаржевский. - Москва: Искусство, 1971. - 303 с.

10. Театр оперы и балета им. С.М. Кирова / сост. М. А. Матвеев. - Ленинград: Музыка, 1973. - 110 с.

11. Магомедрасулов, М. М. Очаг аварской культуры / М. М. Магомедрасулов. - Ростов-на-Дону: Аркол, 2014. - 180 с.

12. Немирович-Данченко, Владимир. Из прошлого / В. Немирович-Данченко. - Москва: ЗАО Изд-во «Кукушка», 2003. - 350 с.

13. Сарабьян, Эльвира. Большая книга актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссеров. Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Товстоногов / Э. Сарабьян, В. Полищук. - Москва: АСТ, 2021. - 800 с.

14. Станиславский, Константин Сергеевич. Работа актера над собой; Искусство представления / Константин Станиславский. - Санкт-Петербург: Азбука, 2021. - 832 с.

15. Султанова, Г. А. Дагестанская театральная режиссура / Гулизар Султанова; Российская академия наук, Дагестанский научный центр, Институт языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы. - Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2013. - 248 с.

Отдел литературы по искусству

«Вся жизнь – сцена»

С 27 марта 2024 года в читальном зале отдела иностранной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова, вниманию читателей представлена книжная выставка к Всемирному дню театра.

Первые упоминания о театре относятся к 497 году до н.э. Именно в этом году, согласно письменным источникам, в Греции в первый раз прошел праздник, посвященный богу Дионису. Специально для его проведения были построены деревянные подмостки, на которых перед зрителями выступали поэты, музыканты и певцы. Уже спустя несколько лет деревянные подмостки были заменены круглыми аренами, окруженными многоярусными зрительскими местами.

Всемирный день театра отмечается 27 марта. Праздник был учрежден по инициативе Международного института театра в 1961 году. Первый раз празднования прошли в 1962 году.  Послание к деятелям театрального искусства было написано культовым французским художником, писателем и драматургом Жаном Кокто. С тех пор праздник театралов отмечается ежегодно при поддержке ЮНЕСКО и проходит под общим лозунгом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

«Весь мир — театр, а люди в нем — актеры», — утверждал В. Шекспир в комедии «Как вам это понравится». День театра — это не только всемирный, но и общечеловеческий праздник, не знающий, ни национальных, ни религиозных границ.

Театр не мыслим без актера. Актер – это душа театра. Искусство живого человека носит коллективный характер. Это актеры, драматурги, режиссеры.

На выставке представлены произведения великих зарубежных драматургов: Уильям Шекспира, Жан-Батист Мольера, Джордж Бернард Шоу, Оскар Уайльда, их пьесы являются признанными шедеврами, и невозможно даже представить число их постановок на театральных подмостках

Экспозиция предлагает заглянуть в мир искусства по обе стороны кулис, ознакомит с книгами о театре, его истории, театральном искусстве, о великих зарубежных драматургах, актерах, режиссерах.

Литература, представленная на выставке:

  1. Баню, Жорж. Наш театр – «Вишневый сад» : тетрадь зрителя / Ж. Баню ; перевод Т. Проскурниковой. - Москва : Московский Художественный театр, 2000. - 159 с.
  2. Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Джона Рассела Брауна. - Москва : БММ АО, 1999. - 582 с.
  3. Корнель, Пьер. Пьесы = Theatre choisi : переводное издание / П. Корнель. - Москва. : Радуга, 1984. - 622 с.
  4. Культура, искусство досуг Англии США ХХ в. / ред. И. Н. Гилинского . - Ленинград : Союзполиграфпром, 1974. - 463 с.
  5. Мейерхольд, режиссура в перспективе века./Meyerhold,la mise en scene dans le siecle. : материалы конференции / Ред. Б. Пикон-Валлен, Б. Щербаков. - Москва: ОГИ, 2001. - 512 с.
  6. Моэм, Уильям Сомерсет. Театр = Theatre : кн. для чтения на англ. яз. / W. Somerset Maugham ; предисл. Ю. И. Кагарлицкого ; коммент. М. М. Фалькович. - Москва : Междунар. отношения, 1979.
  7. Театр Жана Жене : Пьесы. Статьи. Письма. / Пер.с франц. / Сост. В. Максимов. - СПб : Гиперион ; Гуманитарная Академия, 20012001. - 508 с.
  8. Shakespeare, William. Tragedies ; The Tragedy of Hamlet, prince of Denmark ; Romeo and Juliet ; Macbeth / William Shakespeare. - Москва : АСТ , 2023.

Отдел иностранной литературы

«Мир через культуру»

С 23 марта 2024 года отдел текущих периодических и новых поступлений приглашает читателей посетить выставку газеты-юбиляра «Мир через культуру», посвященную 95-летию газеты «Культура».

Газета «Культура» - это уникальный бренд, который освещает проблемы культуры в России, на постсоветском пространстве и во всем мире.

«Культура» — одно из старейших периодических изданий в России освещала достижения СССР в строительстве коммунистической культуры, пропагандировала принципы социалистического реализма в искусстве. 

В настоящее время это еженедельное пророссийское общественно-политическое издание, которое, помимо собственно культуры, уделяет большое внимание социальным и политическим вопросам, отечественной и зарубежной истории, религии, жизни регионов и межнациональным отношениям. Газета «Культура» пытается сохранить лучшие традиции отечественной, музыкальной, художественной и театральной критики, сочетая их при этом с новыми актуальными формами подачи информации. Газета на своих страницах рассказывает о событиях в мире музыки, живописи, эстрады, кино и телевидения.

Читатель газеты может быть уверен – в газете он найдет информацию о всех значимых событиях социальной и общественно-политической жизни. В такой рубрике газеты, как «Общий план» читатели могут ознакомиться с последними событиями культурной жизни страны и мира. Информация в рубрике носит сжатый и лаконичный характер. Авторы газеты, хорошо информированы, обладают высокими знаниями о том или ином виде искусств. В материалах журналистов не встретишь непроверенных сведений, фактов. Аналитические статьи в газете «Культура» способны дать читателю толчок к размышлению о проблемах и трудностях, которые переживает культура сегодня. Беседы авторов газет с деятелями культуры, дают счастливую возможность поразмышлять о жизни своих кумиров, провести параллель с собственной судьбой и найти выход из трудных житейских ситуаций.

Отдел текущих периодических и новых поступлений