августа 2022

«Здравствуй, школьная пора!»

С 30 августа 2022 года в отделе обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Здравствуй, школьная пора!», посвящённая Дню знаний.

Удивительный праздник 1 сентября. Именно в этот день первоклашки слышат свой первый звонок.

Свое название День знаний  он получил благодаря тому, что является первым днем осени, когда начинается новый учебный год во всех российских школах, а также средних и высших учебных заведениях.

1 сентября в России отмечается День знаний, знаменующий начало нового учебного года во всех образовательных учреждениях. День знаний – это праздник для первоклассников и выпускников, для родителей и учителей, для всех тех, кто имеет отношение к обучению. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, уроки знаний, мира, безопасности, мужества. Пусть для Вас и Ваших родных этот день всегда будет днем торжества знаний, мудрости. Мы поздравляем всех с праздником 1 сентября Днем знаний и желаем успешного учебного года!

На выставке представлены самые увлекательные и познавательные книги, справочники, энциклопедии и книги научно-литературного издания. Самые пытливые умы найдут ответы на вопросы из области физики, химии, анатомии, астрономии и многом другом. Узнать много интересных фактов, расширить свой кругозор и просто хорошо провести время.

Издания, представленные на выставке:

  1. Введение в педагогику. Курс лекций для студентов высших учебных заведений / под ред. В.А. Сластенина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 160с.
  2. Григорьева Е. Чудеса света: Энциклопедия / Е. Григорьева. – Москва: ООО «РОСМЭН – ИЗДАТ», 2001. – 111с.
  3. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.  – Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 320с.
  4. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 352с.
  5. Логопедия. Основы фонопедии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Лаврова.– Москва: Издательский центр «Академия», 2007.– 144с.
  6. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Максакова.– 5-е изд., стер.– Москва: Издательский центр «Академия», 2008.–208с.
  7. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Лодкина. – 3-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2009.–208с.
  8. Стил Филип. Атлас мира / Филип Стил. – Москва: «ОЛМА ПРЕСС», 2000. – 94с.
  9. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.– Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 256с.

Приглашаем всех желающих посетить нашу выставку!

Отдел обслуживания универсального читального зала

«Кино - в волшебный мир окно»

С 27 августа 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Кино - в волшебный мир окно», приуроченная Дню российского кино.

Киноискусство - самое любимое, востребованное и зрелищное искусство. Каждый год 27 августа поклонники и работники кинематографа в нашей стране отмечают День российского кино. Российский кинематограф - существенная часть общекультурного процесса, неразрывно связанного с историей страны. Первые публичные показы фильмов проходили в Москве и Петербурге в мае 1896 года. В 1900 году в России появилась фирма по производству хроникальных лент. Знаменательной датой в истории русского кино стал в 1908 год не только потому, что начались регулярные выпуски отечественной кинохроники, в том числе киносюжет о 80-летии Л. Толстого, но и потому, что именно тогда появился первый национальный фильм «Понизовая вольница» (Стенька Разин).

Российский кинематограф набирает силу и становится национальным искусством. 27 августа 1919 года был принят декрет о национализации кинематографа, а известная ленинская фраза «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» стала с того времени официальным лозунгом. В память об этом событии дата 27 августа и стала считаться Днем Советского кино, позднее — Днем кино России, а в настоящее время — Днем российского кино. «Кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь».

Родоначальниками кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинов. За короткий срок кинематограф действительно сделал невиданный скачок от примитивных послереволюционных агиток до одной из вершин философского искусства – картины «Земля» А.Довженко. Имена Л.В. Кулешова, С.М. Эйзенштейна, В.И. Пудовкина, Дзиги Вертова, А.П. Довженко, Г.И. Козинцева, Я.А. Протазанова вошли в золотой фонд отечественного кино. В 1931 –год появления на экранах первого звукового отечественного фильма «Путевка в жизнь» Николая Экка. Знаковой картиной этого периода стал «Чапаев» братьев Васильевых с Бабочкиным в главной роли. Вместе с ними успешно выступали и режиссеры так называемого второго призыва: Г.В. Александров, С.А. Герасимов, И.А. Пырьев, М.И. Ромм и многие, многие другие.

В годы Великой Отечественной войны кинематограф, естественно, полностью подчинялся задачам того времени, и это касалось не только военной хроники, но и художественных фильмов тех лет. «Боевые киносборники» и фронтовые репортажи открыли новую страницу отечественного кино.

Дальнейший период развития советского кино – это период оттепели, не имеет четких хронологических границ: он начинается с 50-х XX века, и включает так называемые «застойные» годы. Отечественный кинематограф благодаря таким картинам, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Судьба человека», «Иваново детство», выходит на мировой экран, завоевывает призы на престижных международных кинофестивалях.

Кино семидесятых, как и оттепель, не имеют четко выраженных границ. Как духовная и культурная эпоха они начались раньше, не дождавшись календарного срока. Это было своеобразное перепутье между оттепелью 60-х и перестройкой, начавшейся во второй половине 80-х. Но едва ли кто будет возражать, что и этот период внес свой весомый вклад в историю российского кино. Творчество Г.А. Панфилова, Э.Г. Климова, И. Ростоцкого, А.Ю. Германа, А.А. Тарковского, В.М. Шукшина, Н.С. Михалкова, Э.А. Рязанова и многих других замечательных мастеров – лучшее тому доказательство.

Постсоветский и перестроечный периоды в силу исторических причин это были трудные, противоречивые и полемические по своей природе годы. Но к концу 90-х отечественный кинематограф постепенно входит в нормальную колею, возвращается к эстетическим ценностям, ищет новую идеологию и новую стратегию не только своего выживания, но и дальнейшего существования.

В ХХI веке российский кинематограф начал восстанавливаться, постепенно вытесняя голливудские фильмы из проката. В настоящее время снимаются разноплановые ленты. В стране действуют более 50 киностудий. Ежегодно выпускаются свыше 100 кинокартин. Проводятся кинофестивали, смотры и даже недели кино. Наши кинематографисты заслужили собственный праздник своим трудом и гениальными идеями!

Литература, представленная на выставке:

1. Актеры отечественного кино: энциклопедия: в 4 томах / Гильдия актеров Союза кинематографистов Российской Федерации Государственный центральный музей кино. - Москва: Информ Бюро. Т.1: А - Д / автор-составитель: М. Кравченко, А. Тремасов. - 2012. - 744 с.: ил.

2. Баскаков, Владимир Евтихианович. Сражающийся экран: Современная идеологическая борьба и киноискусство: Современная идеологическая борьба и киноискусство. Книга для учителя / В. Е. Баскаков. - Москва: Просвещение, 1984. - 208 с.: ил.

3. Болдырева, Е. Ожидание героя / Е. Болдырева. - Москва: Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1990. - 64 с.: ил.

4. Долматовская, Галина Евгеньевна. Счастливчики 60-х / Г. Е. Долматовская. - Москва: Белый город, 2019. - 175 с.: ил., фот., портр.

5. Жданова, Мария Владимировна. Великая Отечественная война в прозе и кино / М. В. Жданова. - Москва: Белый город, 2020. - 205 с.: ил.

6. История отечественного кино. - Москва: Прогресс-Традиция, 2005. - 528 с.

7. Малышев, Владимир Сергеевич. Кино от первого лица: режиссёры о великих фильмах / В. С. Малышев; рецензенты: М. М. Жукова, В. С. Листов. - Москва: Вече, 2016. - 368 с.: ил., фот.

8. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. - СПб: Сеанс. - Ч.2, Т.4: Кино и контекст. 1986-1988. - 2002. - 760 с.: фот.

9. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000: кинословарь. - СПб: Сеанс. - Т.3,Ч.1.Р-Я. - 2001. - 624 с.: фот.

10. Образ войны на экране (на материале фильмов и архивных документов стран-участниц Второй мировой войны): сборник статей / Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова; ответственный составитель: В. С. Малышев. - Москва: ВГИК, 2015. - 447 с.: ил., портр.

11. Первый век кино: Сто шедевров, сто мастеров, сто звезд, сто вех. - Москва: Локид, 1996. - 712 с.: ил., фот.

12. Польская, Лидия. Кто делает кино?: Очерк / Л. Польская. - Москва: Детская литература, 1987. - 208 с.: ил.

13. Чахирьян, Г. Изобразительный мир экрана / Г. Чахирьян. - Москва: Искусство, 1977. - 255 с.

14. Экран 90 / сост. Ю. Тюрин. - Москва: Искусство, 1990. - 320 с.: ил.

Отдел литературы по искусству

«Похитители наших сердец»

С 24 августа 2022 года в читальном зале отдела сельскохозяйственной и технической литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена книжная выставка «Похитители наших сердец».

Все чаще в больших городах люди начитают тянуться к природе и к животным. Наши милые, домашние питомцы приносят много новых радостей и приключений в нашу однообразную жизнь, но они также требуют к себе много внимания и заботы. С древних времен домашние животные были нашими спутниками, например, домашняя собака помогала охотиться. Некоторые группы животных так до конца и не приручены, как, например, кот, который всегда гуляет сам по себе, но и это не мешает ему ловить мышей в домах и приносить человеку большую пользу.

Домашние животные занимают много нашего времени, но взамен дарят нам свою любовь и преданность на протяжении всей их жизни. Мы заботимся о них, ласкаем, лечим, кормим, даем все для их полноценной жизни. Иногда люди заводят довольно редкие группы животных и насекомых: пауков, змей, енотов, но даже и эти экзотические питомцы могут стать источником позитива и радости.

Что из себя представляют домашние животные, каковы плюсы и минусы их содержания в целом? Каков список видов питомцев, которых наиболее практично заводить для дома или квартиры? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в наших книгах, представленных на нашей выставке.

Издания, представленные на выставке:

1. Глазунов М.М. Птицы в уголке живой природы / М.М. Глазунов. – Москва: «Просвещение», 1974. – 94с.

2. Гринев В.А. Попугаи / В.А.Гринев. – Москва: Лесн. пром-ть, 1991. – 334с.

3. Зубко В.Н. Воспитание щенка / В.Н. Зубко. – Москва: «БиС», 1995. – 191с.

4. Ливанова Т.К., Ливанова М.А. В мире лошадей / Т.К.Ливанова, М.А.Ливанова. – Москва: АСТ-ПРЕСС СКД, 2002. – 384с.

5. Седов Ю.Д. Кролики - содержание, уход / Ю.Д. Седов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 172с.

6. Фокс М. Все о домашних животных / М.Фокс. – Москва: Дрофа, 1995. - 320с.

7. Шефер К. Ваш аквариум / К.Шефер. – Москва: Мир книги, 2008. – 96с.

8. Юдин А.М. Будь здоров, брат меньшой! / А.М. Юдин. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1993. – 160с.

9. Фирсова Е.В. Кошки от А до Я / Е.В. Фирсова. – Москва: Вече, 2008. – 320с.

10.Фогл Б. Новая энциклопедия – Собаки / Б. Фогл. – Москва: Астрель, 2007. – 416с.

11. Фогл Б. Новая энциклопедия – кошки / Б. Фогл. – Москва: Астрель, 2007. – 288с.

Отдел сельскохозяйственной и технической литературы

«Курская дуга»

С 23 августа 2022 года в отделе обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена выставка «Курская дуга», посвящённая одному из ключевых сражений Великой Отечественной войны.

23 августа отмечается День воинской славы России – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве в 1943 году.

Битва на Курской дуге стала одним из ключевых сражений как Великой Отечественной, так и Второй мировой войны.

Курская битва длилась с 5 июля по 23 августа 1943 года. Она является самым крупным танковым сражением в истории: в ней приняли участие около 2 млн. человек, 6 тыс. танков и 4 тыс. самолётов.

Российские историки условно разделяют сражение на Курской дуге на три части:

1. Курская оборонительная операция - с 5 по 12 июля;

2. Орловская наступательная операция - с 12 июля по 18 августа;

3. Белгородско-Харьковская наступательная операция - с 3 по 23 августа.

Всего сражение продолжалось 49 дней. После того как советские войска разгромили немецкие в Курской битве, стратегическая инициатива в Великой Отечественной войне окончательно перешла на сторону Красной Армии: до самого окончания войны Советская армия в основном проводила наступательные операции, а Вермахту оставалось лишь обороняться.

Дата окончания битвы на Курской дуге – 23 августа – в нашей стране признана Днём воинской славы. В одном из выступлений Президент России Владимир Путин отметил: «Беспримерный героизм, отвага и мужество, проявленные воинами Красной Армии в те решающие для судьбы Родины дни, позволили не только остановить, но и отбросить назад полчища врага. Мы всегда будем помнить ваш бессмертный подвиг жарким летом 1943 года».

Многие участники этого сражения были награждены орденами и медалями, а 180 из них – особо отличившиеся – представлены к присвоению высокого звания Героя Советского Союза. Свой вклад в победу на Курской дуге внесли и дагестанские воины-освободители, храбро сражавшиеся с врагом на каждом участке обширного фронта.

За проявленные отвагу и героизм в битве на Курской дуге более 100 тыс. солдат, офицеров и генералов Красной Армии было награждено орденами и медалями, 180 особо отличившихся воинов удостоились звания Героя Советского Союза.

Издания, представленные на выставке:

  1. Дюпюи Р., Дюпюи Т. Всемирная история войн. Книга 4, 1925–1997 / Дюпюи Р. Эрнест и Дюпюи Тревор Н. – СПб; Москва: Полигон, 1998. – 1120 с.
  2. Зоткин В. На Курской дуге / В. Зоткин. – Москва: Издательство ДОСААФ СССР, 1976.– 188 с.
  3. Курская битва. Воспоминания, статьи / сост. П.М. Бельдиев, С.М. Филипов. – Воронеж: Центр-Чернозёмное кн. изд., 1973. – 372 c.
  4. Курская битва. Хроника, факты, люди: в 2 кн. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1. – 415 с.
  5. Лиддел Гарт Б.Г. Вторая мировая война / Б.Г. Лиддел Гарт / сост. Исмаилов. – Москва: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 944 с.
  6. Лубченков, Ю. 7 великих побед и ещё 42 подвига в Великой Отечественной войне / Юрий Лубченков, Юрий Попов. – Москва: Эксмо, 2010. – 251 с.
  7. На огненной дуге: воспоминания и очерки о Курской битве / сост. В.С. Локшин. – Москва: Воениздат, 1964. – 374 с.
  8. Соловьёв В.М. История Отечества: популярная энциклопедия / В.М. Соловьёв. – Москва: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 816 с.

Приглашаем посетить нашу выставку!

Отдел обслуживания универсального читального зала

Новые поступления

Уважаемые читатели!

Фонд Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова пополнился большим количеством книг издательства «Гэотар-Медиа». «Гэотар-Медиа» - лидер в области медицинской и фармацевтической литературы. Поступившая литература охватывает практически все отрасли медицины. Большой ассортимент книг по стоматологии, травматологии, ортодонтии, гинекологии и т.д. Ознакомиться с книгами  можно в отделе обслуживания универсального читального зала и в отделе абонемент.

 

Хирургическая стоматология

Хирургическая стоматология / Под общей ред. В. В. Афанасьева: учебник. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 400 с.

Учебник подготовлен коллективом ведущих отечественных хирургов-стоматологов и челюстно-лицевых хирургов, осуществляющих преподавание дисциплины в различных вузах Российской Федерации.

Написан в соответствии с новой программой и отвечает требованиям подготовки студентов по дисциплине «Хирургическая стоматология». Содержит основные разделы хирургической стоматологии, необходимые студентам для овладения специальностью, а также тестовые задания для контроля усвоения материала и списки дополнительной литературы.

Материал учебника представлен с позиций последних достижений медицинской науки и практики. Приведены современные данные по темам: обезболивание в стоматологии, одонтогенные воспалительные заболевания челюстно-лицевой области, одонтогенный верхнечелюстной синусит, заболевания и повреждения слюнных желёз и др. Обстоятельно изложены главы по специфическим воспалительным заболеваниям челюстно-лицевой области и хирургическим методам лечения заболеваний пародонта, знание которых необходимо врачу-стоматологу в его профессиональной деятельности.

Рекомендован студентам стоматологических факультетов медицинских вузов, врачам стоматологам-хирургам, челюстно-лицевым хирургам.

 

 

Гаркави

Гаркави, Андрей Владимирович. Травматология и ортопедия: учебник - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 896 с.

В учебнике рассмотрены общие и частные вопросы травматологии и ортопедии, представлены современные методы диагностики, консервативного и оперативного лечения повреждений и заболеваний опорно-двигательной системы у взрослых и детей. Материал содержит поясняющие иллюстрации, схемы ориентировочной основы действий врача в догоспитальном и госпитальном периодах, вопросы для самоконтроля.

Учебник написан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по специальностям 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело».

Издание рекомендовано студентам организаций высшего медицинского профессионального образования.

 

Стрижаков

Стрижаков, Александр Николаевич. Акушерство: учебник - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 1072 с.

Учебник создан согласно учебной программе ведущими специалистами страны - сотрудниками кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии Института клинической медицины ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет).

Наряду с основополагающими принципами классического акушерства освещены современные достижения в отношении ведения беременности и родов, связанные с внедрением новых медицинских технологий. Расширено представление о патогенезе, диагностике и терапии основных осложнений беременности, родов и послеродового периода. Особое внимание уделено эмбриогенезу, развитию системы «мать-плацента-плод», пренатальной диагностике врожденных заболеваний плода. Отражены современные аспекты планирования семьи, вспомогательных репродуктивных технологий.

Концентрированное изложение материала, сопровождающееся цветными иллюстрациями, таблицами, схемами, облегчает восприятие информации.

Издание предназначено обучающимся по основным профессиональным программам высшего образования - программам специалитета по специальности «Лечебное дело» по дисциплине «Акушерство».

«Творцы Российской науки»

Россия – родина многих известных ученых. Они не только совершили открытия в самых разных областях науки – от физики и до офтальмологии, – но также нашли практическое применение своим научным теориям. Их изобретениями пользуются люди во всем мире. В фонде отдела редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова имеется довольно большое количество изданий, касающихся физико-математических наук, химии, медицины, истории, труды естествоиспытателей и видных ученных. С 23 августа 2022 года предлагаем вам ознакомиться с гениальными плодами наших соотечественников, по средствам изданий, представленных на выставке «Творцы российской науки». На выставке экспонируются книги, рассказывающие о жизни и деятельности российских ученых, научных открытиях и исследованиях. Здесь читатели смогут узнать о Нобелевских лауреатах в разных областях знания, которым удалось разгадать многие тайны природы. Российская наука дала миру много великих имён и открытий. На выставке представлены книги о таких учёных, как М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, Л.Д. Ландау, С.П. Королёв и др., благодаря которым наука для России стала мощным ресурсом в развитии страны. 

Так случается: открытие, словно витает в воздухе. Но все же Дмитрий Менделеев (1834 — 1907) упорядочил известные на тот момент химические элементы по росту атомных масс и опубликовал таблицу раньше Лотара Мейера. Этот факт подстегнул немца, и через несколько месяцев он тиснул свой вариант в германском журнале «Liebigs Annalen». Дмитрий Иванович ответил: в декабре 1869-го представил научной общественности обновленную таблицу, описав вероятные свойства трех, не известных еще элементов. Один из них, галлий, был открыт через пять с лишним лет, скандий и германий — позже.

Менделеев, Д. И. Научный архив. Т.1. Периодический закон / Д. И. Менделеев. - Москва: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. - 866 с.

Предлагаемый вниманию читателя первый том «Научного архива» Д.И. Менделеева содержит материалы (рукописи и таблицы, дневники и заметки), касающиеся создания и дальнейшей разработке великим химиком периодической системы элементов. В книги представлены фотокопии многих рукописных документов и автографы Менделеева.

Михаил Ломоносов сделал немало открытий в разных областях науки, в частности, впервые сформулировал всеобщий закон сохранения материи и движения (1760 год), создал молекулярно-кинетическую теорию тепла, основал науку о стекле. Разработал проект первого в России классического университета – Московского университета (1755 год).

Новое о Ломоносове: К 300-летию со дня рождения. – Москва: Янус-К, 2011. - 420 с.

В юбилейный сборник вошли исследования ведущих специалистов в вопросах биографии ученого и его творческого наследия. Издание большого формата содержит большой иллюстративный ряд, впервые воспроизводятся архивные документы и редчайшие издания XVIII века.

Сиповский, В. В. Литературная деятельность Ломоносова. 1711 -1911: речь на Торжественном Собрании Имп. Акад. Наук 8 ноября 1911 г. в память 200-летия со дня рождения М. В. Ломоносова / В.В. Сиповский. – СПб.: Тип. Имп. Акад. Наук, 1911. - 25 с.

Издание интересно не только по своему содержанию, но тем, что издано Санкт-Петербургской Типографией Императорской Академии Наук, к которой сам Ломоносов имел непосредственное отношение.

Лобачевский, Н. И. Избранные труды по геометрии / Ред. акад. П. С. Александрова и др.; коммент. В. Ф. Кагана и др. - Москва: Изд-во Акад. Наук СССР, 1956. - 596 с.

Николай Лобачевский создал геометрию, позднее признанную полноценной альтернативой геометрии Евклида. Выпускник Казанского университета, в котором впоследствии преподавал и был его ректором.

X Съезд русских врачей в память Н.И. Пирогова: Москва 25 апр. - 2 мая 1907 г.: Отчет сост. врачами: С.А. Бобринским, П.Б. Вакс, Г.И. Санкт-Петербург: 1907. - 252 с.

Современники называли Николая Пирогова «чудесным доктором». Биография этого человека является примером беззаветного служения медицине. За свою жизнь ученый сделал огромное количество открытий, спасших жизнь многим людям и до настоящего времени не потерявшим своей актуальности.

Интересующиеся ботаникой и в частности процессами фотосинтеза труды русского ботаника, физиолога, профессора Климент Аркадьевич Тимирязев вызовут несомненный интерес. Он описал процесс фотосинтеза в зеленом листе растений, открыл роль хлорофилла в фотосинтезе, значение фотосинтеза в растениях как первоисточника органического вещества и энергии, необходимых для жизнедеятельности всех организмов на Земле.

Тимирязев, К. А. Избранные работы по хлорофиллу и усвоению света растением / К. А. Тимирязев; ред. Н. А. Максимов. - Москва: Изд-во Акад. наук СССР, 1948. – 352 с.

На выставке также представлены избранные произведения П. Чебышева, А. Столетова, И. Мечникова и многих других видных российских ученных.

 

Добро пожаловать в отдел редких книг!

Онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN

Российская государственная библиотека (РГБ) совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ при поддержке Министерства культуры Российской Федерации организовала специальную номинацию «Гений места» в рамках онлайн-конкурса HSE CREATIVE OPEN от НИУ ВШЭ.

Главная цель конкурса – объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффективные проекты по всем направлениям современного дизайна, искусства и моды и др. В номинации «Гений места» принимаются проекты участников старше 16 лет. Количество работ, поданных на конкурс одним человеком, не ограничено. Важно, чтобы предложенная инициатива была направлена на исследование территориальных особенностей конкретной территории, популяризировала ее культурное наследие и приносила пользу жителям. Работы могут быть выполнены в различных форматах: социальная инициатива, локальное медиа, работа с промыслами, арт‐проект. В рамках номинации «Гений места» предусмотрено 3 призовых места: победители получат денежные вознаграждения. В качестве специального приза от РГБ – современные издания по теме креативных индустрий.

Прием заявок на конкурс продлен до 5-го сентября 2022 года.

Информация о конкурсе и номинации «Гений места», этапы проведения, условия и требования, референсные работы, информация о призах и контакты организаторов, подача заявки, положение о конкурсе:

https://hsedesign.ru/competition/cb836569bfac4e01b482989b2c9464af

«Овеянный славой Российский флаг»

С 22 августа 2022 года в отделе обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена выставка «Овеянный славой Российский флаг», посвящённая Государственному флагу России.

22 августа 1991 года над Белым домом в Москве впервые был официально поднят трёхцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом. В этот день на Чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР было принято постановление считать «полотнище из... белой, лазоревой, алой полос» официальным национальным флагом России.

Сегодня государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3.

Впервые бело-сине-красный флаг был поднят в царствование Алексея Михайловича на первом русском военном корабле «Орёл», построенном в 1668 году голландским инженером Давидом Бутлером. «Орёл» недолго плавал под новым знаменем: спустившись по Волге до Астрахани, он был там сожжён сподвижниками Степана Разина.

Законным же «отцом» триколора признан Пётр I. 31 (20) января 1705 года он издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. Кстати, чем руководствовался Пётр, подбирая цвета, осталось загадкой. Существует версия, что цвета российского флага, возможно, были подсказаны тем самым голландцем, который построил «Орёл», а потом рассказал, что на его родине, в Голландии, на кораблях поднимают трёхполосный красно-бело-синий флаг.

Смысл выбранных цветов флага России также не установлен достоверно, но считается, что с самого начала каждый цвет флага имел свой смысл. По одной из версий, белый означает свободу, синий – Богородицу, покровительствующую России, красный – державность. Другая версия гласит, что белый символизирует благородство, синий – честность, а красный – смелость и великодушие, присущие русским людям.

Но официальный статус флаг приобрел только в 1896 году, когда накануне коронации Николая II министерство юстиции определило, что национальным должен «окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой». В апреле 1918 года большевики по инициативе Якова Свердлова приняли решение упразднить триколор и заменить его на революционно-красное полотнище. А 22 августа 1991 года российские парламентарии отменили вердикт коммунистов, благодаря чему историческое знамя заняло своё почётное место в официальных и торжественных событиях Российской Федерации.

Хотя сегодня сам праздник — День Государственного флага Российской Федерации — не является выходным днем, но уже традиционно к этой важной дате приурочено множество мероприятий — торжественные шествия, пропагандистские акции, молодежные флешмобы, авто-мото пробеги и др. Их главная цель — рассказать россиянам историю праздника, важность и значение государственных символов России.

Издания, представленные на выставке:

  1. Безруков М. П., Туровский А. Е. «Гербы и флаги. Эмблемы суверенитета. Мировое сообщество». Иллюстрированное историко-географическое, религиозно-культурное, мифологическое и современное описание гербов и флагов всех стран мира. – Москва: Дом славянской книги, 2009. – 288 с.: ил.
  2. Века А. В.История России с древнейших времен и до конца наших дней / А.В. Века. - Мн.: Харвест, 2006. - 896с.
  3. Гербы мира / (Авт.- составитель Т. Я. Нежинский). – Москва: Эксмо, 2008. - 192с.
  4. Глазунова Н.И. Система государственного управления / Н.И. Глазунова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 551с.
  5. Государственные гербы и флаги СССР, союзных и автономных республик. – Москва: Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1972. – 79 с.: ил.
  6. Государственные гербы и флаги СССР, союзных и автономных республик. – Москва: Известия, 1982. – 103 с.: ил.
  7. Костомаров Н.И.Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н. И. Костомаров. - Москва: Эксмо, 2009. - 360с.
  8. Кубеев М.Н. Сто великих побед России / М.Н. Кубеев.- Москва: Вече, 2019. - 256с.
  9. Соболева Н. А. Очерки истории российской символики: от тамги до символов государственного суверенитета. – Москва: Языки славянских культур; Знак, 2006. – 488 с.: ил.
  10. Соколов В. А. Символы государственного суверенитета. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1969. – 310 с.: ил.
  11. Флаги / Ганс Райхардт и Гарри Д. Шурдель: худож.: Анне-Лиз Име; [перевод с нем. Б. И. Залесского]. – Москва: Слово/Slovo, 1994. – 47 с.
  12. Флаги государств мира. – Москва: Транспорт, 1964. – 60 с.: ил.
  13. 50 Великих правителей России. - Москва: Белый город, 2009. - 104с.

Отдел обслуживания универсального читального зала

«Импрессионист в музыке»

С 22 августа 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Импрессионист в музыке», посвящённая 160-летию со дня рождения французского композитора Клода Дебюсси.

Один из самых значительных представителей французской классической музыки XIX и XX веков - Клод Дебюсси - считается первым, кто ввел модное течение импрессионизма в музыкальную традицию. Однако, помимо этого, он являлся еще и талантливым исполнителем, дирижером, композитором и критиком, и вошел в число лучших людей своего времени. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции. Судьба раннего творчества Дебюсси тесно связана с Россией, а представители русской музыкальной школы на длительное время стали для него лучшими образцами для подражания.

Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в городке Сен-Жермен-ан-Ле, что в окрестностях Парижа. Его отец занимался торговлей – владел небольшим магазином фаянсовой посуды и прочей кухонной утвари. Клод был совсем маленьким, когда отец продал свою лавку, и все семейство переехало жить в Париж. Почти все детские годы музыканта прошли во французской столице. Был период, когда ему вместе с матерью пришлось на некоторое время перебраться в Канн: шла Франко-прусская война, и в этом городе было более-менее безопасно. В Канне мальчик впервые познакомился с фортепиано, а вернувшись в Париж, продолжил занятия с ученицей польского композитора Ф. Шопена Антуанеттой Моте де Флервиль.

В десятилетнем возрасте Дебюсси стал учеником младшего отделения Парижской консерватории. С первых же дней занятий юноша проявил нестандартное мышление. Успеваемость Клода была хорошей, но ничего выдающегося педагоги в нем не видели. Лишь в 1877 году юному музыканту удалось отличиться: за отлично исполненную сонату Шумана его удостоили второй премии.

В 1881 году Дебюсси устроился домашним пианистом к русской меценатке и хорошей знакомой Петра Чайковского Надежде фон Мекк. Юноша сопровождал даму в поездках по Европе, в ходе которых дважды побывал в России. Клод увлекся музыкой Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Балакирева. Познакомился с Чайковским, чье творчество серьезно повлияло на формирование собственного стиля начинающего композитора. Творческая биография Клода Дебюсси началась с участия в композиторских конкурсах за Большую Римскую премию, и уже через год благодаря кантате «Блудный сын» он ее получил.

С 1885 по 1887 год музыкант жил в Италии, где впервые познакомился с Палестриной – старинными итальянскими хоровыми пениями XVI-го века. Здесь же Клод увлекся творчеством немецкого композитора Рихарда Вагнера. Пока Дебюсси находился в Италии, официальное художественное общество Парижа жестко критиковало его творчество. Представители старой школы музыки обвиняли молодого автора в стремлении сделать нечто непонятное и странное, в излишнем музыкальном колорите.

В 1889 году Дебюсси посетил Всемирную выставку в Париже, после которой заинтересовался экзотическими оркестрами. На тот момент стиль композитора еще окончательно не сформировался: это произошло только через три года. Музыкант мечтал создать нечто такое, что в мире искусства стало бы крупным событием. Новый стиль Клода Дебюсси получил как восторженные отклики критиков, так и многочисленные разгромные рецензии. Его оперы и необычная музыка быстро стали популярными, а композитор был удостоен ордена Почетного легиона.

В последующие два десятилетия наступает творческое развитие Дебюсси, он начинает увлекаться «символизмом», но его произведения отличаются от классического «символизма» изяществом и утонченностью. До сих пор спорят, кем же является Дебюсси – символистом или импрессионистом.

С того же времени Дебюсси становится музыкальным критиком. Как итог этой деятельности, он издает в 1914 году книгу «Господин Крош – антидилетант», которая содержит все его лучшие критические статьи. Последние годы жизни Дебюсси посвятил реализации своих творческих планов: частые концерты и выступления. Ушел из жизни Дебюсси в возрасте 54 лет.

За все время творчества им создано три оперы, три балета, пять произведений для оркестра, произведения для фортепиано, камерного ансамбля, романсы и песни. Самими лучшими признаны опера «Пеллеас и Мелизанда», симфоническая фантазия «Полуденный отдых фавна», прелюдии, среди которых выделяются «Шаги на снегу», «Затонувший собор» и «Девушка с волосами цвета льна», ноктюрны «Море», «Бергамасская сюита» и «Детский уголок» для фортепиано.

Издания, представленные на выставке:

1. Альшванг, Арнольд Александрович. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля / А. А. Альшванг. - Москва: Музгиз, 1963. - 176 с. : нот. ил. - (В помощь педагогу-музыканту).

2. Дебюсси, Клод. Статьи, рецензии, беседы / К. Дебюсси; редактор А. Крюков. - Ленинград; Москва: Музыка, 1964. - 279 с.: фот.

3. Дебюсси и музыка XX века: [сборник статей]. - Ленинград: Музыка, 1983. - 248 с.: нот.

4. Дебюсси, Клод. Избранные письма / К. Дебюсси; составитель А. Розанова. - Ленинград: Музыка, 1986. - 286 с.: муз. пр., ил.

5. Кокорева, Людмила Михайловна. Клод Дебюсси: Исследование / Л. Кокорева. - Москва: Музыка, 2010. - 495 с.: ил.

6. Куницкая, Раиса Ивановна. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси / Р. И. Куницкая. - Москва: Музыка, 1982. - 88 с. - (Вопросы истории, теории и методики).

7. Крейн, Юлиан. Симфонические произведения Клода Дебюсси / Юлиан Крейн; редактор Ю. Хохлов. - Москва: Госмузиздат, 1962. - 112 с.: муз. пр.

8. Крейн, Юлиан. Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля / Юлиан Крейн. - Москва: Музыка, 1966. - 108 с.: муз. пр. - (Библиотека слушателя концертов).

9. Кремлев, Юлий Анатольевич. Клод Дебюсси / Ю. А. Кремлев; Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. - Москва: Музыка, 1965. - 792 с.: ил., ноты, [1] л. портр. - (Классики мировой музыкальной культуры).

10. Розеншильд, Константин Константинович. Молодой Дебюсси и его современники: биография отдельного лица / К. К. Розеншильд. - Москва: Музгиз, 1963. - 144 с.

11. Смирнов, Валерий Васильевич. Клод-Ашиль Дебюсси: краткий очерк жизни и творчества. 1862 - 1918: монография / В. В. Смирнов. - Ленинград: Музыка, 1973. - 87 с.: фот.

12. Яроциньский, Стефан. Дебюсси, импрессионизм и символизм / Стефан Яроциньский; перевод с польского С. С. Попкова. - Москва: Прогресс, 1978. - 232 с.: муз. пр.

 Отдел литературы по искусству

«Старейшина дагестанской поэзии»

18 августа 2022 года в читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялся круглый стол, посвященный 145-летию со дня рождения известного дагестанского классика и основоположника аварской литературы поэта Гамзата Цадасы. Сотрудники отдела краеведческой и национальной литературы подготовили книжную выставку под названием «Старейшина дагестанской поэзии», на которой представлены более ранние издания автора и журналы из фонда отдела краеведческой и национальной литературы.

Заведующая отделом Патимат Муртазалиева рассказала участникам круглого стола о лучших произведениях Гамзата Цадасы, которые пользуются широким спросом у читателей библиотеки разных возрастов и профессий.

Руководитель аварской секции Союза писателей Дагестана, профессор Магомед Магомедов, рассказал о выходе первой книги сатирического направления Гамзата Цадасы «Метла адатов», вышедшей в 1934 году и книге «Жизнь и Родина», в которую были включены лучшие произведения поэта, а также посвященные ему стихи и поэма.

В 1943 году вышли в свет его книги: сборник стихов «За Родину», поэма «Шамиль» и «Избранные произведения». В 1944 году были изданы книги: сборник стихов «К мести» на родном языке и «Басни» на русском языке. В послевоенные годы в дагестанских центральных издательствах вышли его книги на аварском и русском языках – « Собрание сочинений» (в 2-х томах), «Свободный труд», «Махмуд из Кахаб-Росо», «Избранное» (поэзия, драматургия, проза), «Горные вершины», «Избранные стихи», три поэмы – «Поздравление тов. Сталину», «Моя жизнь», «Сказание о чабане» и многие другие.

Председатель Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов и главный редактор журнала «Дружба» на аварском языке Гамзат Изудинов, говорили о всенародном признании и высокой оценке, которой удостоился Народный поэт Дагестана, о любви простых людей к своему народному певцу и доброй памяти о нем.

Гамзат Цадаса подлинный мастер слова он хорошо знал аварский фольклор и живую народную речь. Народный поэт Дагестана Сабигат Магомедова прочитала стиха классика аварской литературы на родном языке, а также свои стихи, посвященные родному языку.

Присутствующие поблагодарили сотрудников отдела краеведческой и национальной литературы за пропаганду краеведческой литературы, за сохранение уникального фонда на языках народов Дагестана и обсудили многие вопросы, связанные с предстоящим празднованием 100-летия Расула Гамзатова.

П. Муртазалиева, заведующая отделом краеведческой

и национальной литературы