С 27 августа 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Кино - в волшебный мир окно», приуроченная Дню российского кино.
Киноискусство - самое любимое, востребованное и зрелищное искусство. Каждый год 27 августа поклонники и работники кинематографа в нашей стране отмечают День российского кино. Российский кинематограф - существенная часть общекультурного процесса, неразрывно связанного с историей страны. Первые публичные показы фильмов проходили в Москве и Петербурге в мае 1896 года. В 1900 году в России появилась фирма по производству хроникальных лент. Знаменательной датой в истории русского кино стал в 1908 год не только потому, что начались регулярные выпуски отечественной кинохроники, в том числе киносюжет о 80-летии Л. Толстого, но и потому, что именно тогда появился первый национальный фильм «Понизовая вольница» (Стенька Разин).
Российский кинематограф набирает силу и становится национальным искусством. 27 августа 1919 года был принят декрет о национализации кинематографа, а известная ленинская фраза «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» стала с того времени официальным лозунгом. В память об этом событии дата 27 августа и стала считаться Днем Советского кино, позднее — Днем кино России, а в настоящее время — Днем российского кино. «Кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь».
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинов. За короткий срок кинематограф действительно сделал невиданный скачок от примитивных послереволюционных агиток до одной из вершин философского искусства – картины «Земля» А.Довженко. Имена Л.В. Кулешова, С.М. Эйзенштейна, В.И. Пудовкина, Дзиги Вертова, А.П. Довженко, Г.И. Козинцева, Я.А. Протазанова вошли в золотой фонд отечественного кино. В 1931 –год появления на экранах первого звукового отечественного фильма «Путевка в жизнь» Николая Экка. Знаковой картиной этого периода стал «Чапаев» братьев Васильевых с Бабочкиным в главной роли. Вместе с ними успешно выступали и режиссеры так называемого второго призыва: Г.В. Александров, С.А. Герасимов, И.А. Пырьев, М.И. Ромм и многие, многие другие.
В годы Великой Отечественной войны кинематограф, естественно, полностью подчинялся задачам того времени, и это касалось не только военной хроники, но и художественных фильмов тех лет. «Боевые киносборники» и фронтовые репортажи открыли новую страницу отечественного кино.
Дальнейший период развития советского кино – это период оттепели, не имеет четких хронологических границ: он начинается с 50-х XX века, и включает так называемые «застойные» годы. Отечественный кинематограф благодаря таким картинам, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Судьба человека», «Иваново детство», выходит на мировой экран, завоевывает призы на престижных международных кинофестивалях.
Кино семидесятых, как и оттепель, не имеют четко выраженных границ. Как духовная и культурная эпоха они начались раньше, не дождавшись календарного срока. Это было своеобразное перепутье между оттепелью 60-х и перестройкой, начавшейся во второй половине 80-х. Но едва ли кто будет возражать, что и этот период внес свой весомый вклад в историю российского кино. Творчество Г.А. Панфилова, Э.Г. Климова, И. Ростоцкого, А.Ю. Германа, А.А. Тарковского, В.М. Шукшина, Н.С. Михалкова, Э.А. Рязанова и многих других замечательных мастеров – лучшее тому доказательство.
Постсоветский и перестроечный периоды в силу исторических причин это были трудные, противоречивые и полемические по своей природе годы. Но к концу 90-х отечественный кинематограф постепенно входит в нормальную колею, возвращается к эстетическим ценностям, ищет новую идеологию и новую стратегию не только своего выживания, но и дальнейшего существования.
В ХХI веке российский кинематограф начал восстанавливаться, постепенно вытесняя голливудские фильмы из проката. В настоящее время снимаются разноплановые ленты. В стране действуют более 50 киностудий. Ежегодно выпускаются свыше 100 кинокартин. Проводятся кинофестивали, смотры и даже недели кино. Наши кинематографисты заслужили собственный праздник своим трудом и гениальными идеями!
Литература, представленная на выставке:
1. Актеры отечественного кино: энциклопедия: в 4 томах / Гильдия актеров Союза кинематографистов Российской Федерации Государственный центральный музей кино. - Москва: Информ Бюро. Т.1: А - Д / автор-составитель: М. Кравченко, А. Тремасов. - 2012. - 744 с.: ил.
2. Баскаков, Владимир Евтихианович. Сражающийся экран: Современная идеологическая борьба и киноискусство: Современная идеологическая борьба и киноискусство. Книга для учителя / В. Е. Баскаков. - Москва: Просвещение, 1984. - 208 с.: ил.
3. Болдырева, Е. Ожидание героя / Е. Болдырева. - Москва: Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1990. - 64 с.: ил.
4. Долматовская, Галина Евгеньевна. Счастливчики 60-х / Г. Е. Долматовская. - Москва: Белый город, 2019. - 175 с.: ил., фот., портр.
5. Жданова, Мария Владимировна. Великая Отечественная война в прозе и кино / М. В. Жданова. - Москва: Белый город, 2020. - 205 с.: ил.
6. История отечественного кино. - Москва: Прогресс-Традиция, 2005. - 528 с.
7. Малышев, Владимир Сергеевич. Кино от первого лица: режиссёры о великих фильмах / В. С. Малышев; рецензенты: М. М. Жукова, В. С. Листов. - Москва: Вече, 2016. - 368 с.: ил., фот.
8. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. - СПб: Сеанс. - Ч.2, Т.4: Кино и контекст. 1986-1988. - 2002. - 760 с.: фот.
9. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000: кинословарь. - СПб: Сеанс. - Т.3,Ч.1.Р-Я. - 2001. - 624 с.: фот.
10. Образ войны на экране (на материале фильмов и архивных документов стран-участниц Второй мировой войны): сборник статей / Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова; ответственный составитель: В. С. Малышев. - Москва: ВГИК, 2015. - 447 с.: ил., портр.
11. Первый век кино: Сто шедевров, сто мастеров, сто звезд, сто вех. - Москва: Локид, 1996. - 712 с.: ил., фот.
12. Польская, Лидия. Кто делает кино?: Очерк / Л. Польская. - Москва: Детская литература, 1987. - 208 с.: ил.
13. Чахирьян, Г. Изобразительный мир экрана / Г. Чахирьян. - Москва: Искусство, 1977. - 255 с.
14. Экран 90 / сост. Ю. Тюрин. - Москва: Искусство, 1990. - 320 с.: ил.
Отдел литературы по искусству