Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Поэзия танца», посвященная Международному дню танца.
29 апреля - Международный день танца. Праздник служителей и поклонников Терпсихоры отмечается с 1982 года по решению ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана Жоржа Новерра, реформатора и теоретика искусства танца, который вошел в историю как «отец современного балета».
По замыслу учредителей, день танца должен был объединять все направления этого вида искусства, стать поводом для их прославления, сплотить людей, любящих их, позволить им общаться на одном языке — на языке танца.
Танец, музыка и поэзия были неразделимо связаны. Танец – поэзия движения, и его взаимосвязь с музыкой – поэзией звуков – замечалась людьми во все времена. Даже сейчас музыкальные периоды называются именами, первоначально данными танцам: так, есть эпоха вальса, эпоха гавота, эпоха менуэта.
Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец — возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений народного творчества.
Можно с уверенностью сказать, что народный танец - это самый распространенный вид танцевального искусства. Нет ни одной народности, какой бы малой она ни была, которая не имела бы присущей только ей танцевальной культуры. Танцы и песни различных национальностей возникли из народных игр и развлечений, связанных с трудовыми процессами, религиозными обрядами и семейными праздниками.
Народное творчество является основой, на которой создается и развивается профессиональное искусство, источником, откуда черпались движения, фигуры, а зачастую и вполне сложившиеся танцевальные композиции. Народный танец в России популярен во многом благодаря ведущим ансамблям танца. Исполнение ими сложнейших узоров, рисунков и трюков привело к созданию направления, многими балетмейстерами называемого «продвинутым» народным танцем, который уже отличается от своих истоков.
Каждая культура имела свое понятие танца, его предназначение и содержание. К примеру, хореографические композиции японского и китайского народов отличались изяществом и особым ритмом. Каждое движение имело свое смысловое значение, а танец в общем можно сравнить с искусством начертания иероглифов. В Европе танцы имели композиционный характер и воплощали в себе гармоничное целостное сочетание движений солиста и ансамбля. В отличие от индонезийской хореографии, в основе коего лежат фиксированные строгие па, индийское танцевальное искусство насыщено плавными движениями, которые выражают настроение и различные чувства. Стоит отметить, что индийские танцы считаются самыми древними. По преданию индуистского верования божество Шива, исполняя прекрасный танец, превратил всеобщий хаос во Вселенную.
Литература, представленная на выставке:
1. Березка: / Государственный хореографический ансамбль. / авт.текста А. Э. Чижова. – М: «Советская Россия», 1972. – 75с.
2. Дени Ги. Все танцы / Ги. Дени, Люк Дассвиль. - 2-е изд. – Киев: Музична Украина, 1987. – 336с.
3. Жорницкая М. Я. Якутские танцы / М. Я. Жорницкая. – Якутск: Якутское книж. изд-во, 1956. – 107с.
4. Каримова Р. Хорезмский танец / Р. Каримова. – Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1975. - 113с.
5. Климов, А. Основы русского народного танца / А. Климов. – М.: Искусство, 1981. – 270с.
6. Лингис Ю. Литовские народные танцы / Ю. Лингис, З. Славюнас, В. Якелайтис. - 2-е изд., испр. и доп. - Вильнус: Гос. изд-во полит. и научной лит. Литовской ССР., 1955. – 309с.
7. Пасютинская В. Волшебный мир танца / В. Пасютинская. - М.: Просвещение, 1985. – 222с.
8. Новак З. Танцует Калмыкия / З. Новак. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1976. – 228с.
9. Тагиров Г. Татарские танцы / Гай Тагиров. – Казань: Татарское книжное изд-во, 1984. – 255с.
10. Худеков С. Н. Иллюстрированная история танца / С. Н. Худеков. - М.: Эксмо, 2009. - 288с.
11. Чеккетти Грациозо. Полный учебник классического танца / Г. Чеккетти. - М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2008. - 504с.
Отдел литературы по искусству