февраля 2021

«Проповедник добра»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Проповедник добра», посвященная 190-летию со дня рождения русского художника Николая Николаевича Ге.

Творчество Николая Николаевича Ге – своеобразное явление в русском искусстве второй половины ХIХ века. Это художник большого живописного дара, искусство которого проникнуто высоким гуманизмом. Сын украинского помещика, Н. Н. Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже. С юных лет у будущего художника развивается тяга к знаниям. После окончания киевской гимназии он поступает в Киевский университет на математический факультет, но обнаруживает мало интереса к точным наукам. Н. Н. Ге решает резко променять свою жизнь: поступает в Петербургскую Академию художеств в 1850 году. Большое влияние на творчество начинающего художника оказал К. Брюллов. Оно чувствуется уже в работах академических лет – портреты Я. П. Меркулова, П. И. Забелы и в картине «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила». В 1857 году Н. Н. Ге уезжает в Италию пенсионером Академии художеств. Здесь он пробует себя в разных жанрах – портрет «Шестова с дочерью», серия пейзажей Вико - 1857 и Фраскати - 1859. В те же годы происходит у Н. Н. Ге встреча с творчеством другого гениального художника А. Иванова, во многом определившая весь его дальнейший путь. Под влиянием А. Иванова был написан эскиз «Возвращение с похорон Христа». В 1863 году он оканчивает большую композицию «Тайная вечеря», которая принесла художнику признание и выдвинула его в первый ряд живописцев того времени. Так евангельская тема приобрела глубоко жизненное содержание для живописца. Н. Н. Ге пишет ряд произведений на евангельские сюжеты – эскизы «Христос перед Анной», «Христос в синагоге» 1868 г., картины «Мария, сестра Лазаря, встречает Христа идущего к ним в дом» 1864г., «В Гефсиманском саду». В конце 1869 года Николай Ге возвращается в Россию, где принимает горячее и деятельное участие в организации «Товарищества передвижных художественных выставок». Для Первой Передвижной выставки Ге написал картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). Картина произвела сильное впечатление на современников и была признана мастерами изобразительного искусства.

Цикл портретов 1860-х годов получает свое продолжение в следующем десятилетии. Это портреты Н. И. Костомарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. А. Потехина и других. С конца 1880-х годов Н. Н. Ге переживает необычайный творческий подъем. Картина следует за картиной, Это и новый евангельский цикл «Христос и Никодим», эскиз «Выход Христа с учениками с тайной вечери в Гефсиманский сад». В 1892 году художник создает большое полотно «Суд Синедриона. Повинен смерти». А в следующем году картина «Голгофа», изображающая Христа на месте казни. С наибольшей силой и вдохновением черты искусства позднего Н. Н. Ге воплотились в его «Автопортрете». Перед нами человек много переживший, художник-мыслитель со сложной и напряженной душевной жизнью, полный творческой страсти. Умер художник 14 июня в 1894 году.

Литература, представленная на выставке:

1. Верещагина А. Николай Николаевич Ге / А. Г. Верещагина. - Ленинград: Художник РСФСР, 1988. - 184 с.: ил.

2. Ветрова Г. Русское искусство: Детская энциклопедия / Г. Ветрова. - Москва: Белый город, Б. г. - 64 с.: ил.

3. Ге Николай Николаевич / составитель Т. Горина. - Москва: Изобразительное искусство, 1977. - 55 с. : ил., портр.

4. Зограф Н. Николай Николаевич Ге / Н. Зограф. - Ленинград: Художник РСФСР, 1968. - 77 с.: ил.

5. Зограф, Н. Николай Ге. / Н. Ю. Зограф. - Москва: Изобразительное искусство, 1974. - 167 с.: цв. ил.

6. Костин В. Николай Николаевич Ге. 1831-1894 / В. Костин. - Москва-Ленинград: Искусство, 1949. - 31 с.: ил.

7. Николай Николаевич Ге. 1831-1894. – Москва: Советский художник, 1969. - 64 с.: ил.

8. Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников. / Вступительная статья, составление и примечания Н. Ю. Зограф. - Москва: Искусство, 1978. - 399 с.: ил.

9. Популярная художественная энциклопедия: архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. А-М / главный редактор В. М. Полевой. - Москва: Советская энциклопедия, 1999. - 447 с.: ил.

10. Русские художники от А до Я: альбом / Е. М. Алленова и др. - Москва: СЛОВО, 1996. - 216 с.: ил.

11. Энциклопедия русской живописи: Русская живопись 15-20 веков / под редакцией Т. В. Калашникова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 351 с.: ил.

Отдел литературы по искусству

Роль имама Шамиля в становлении дагестанской идентичности

25 февраля 2021 года в Национальной библиотеке РД им Р. Гамзатова прошла очередная встреча участников философско-интеллектуального клуба «Эпохе». С докладом: «Роль имама Шамиля в становлении дагестанской идентичности» выступил постоянный член клуба, историк, поэт, Камиль Дадаев.

Имам Шамиль является центральной фигурой для дагестанцев и своеобразным идеалом того каким должен быть дагестанец.

Шамиль родился в аварском селении Гимры в 1797 году. Отец его, Дэнгау-Магомед, был аварский уздень (состоятельный человек), Гимрский житель, сын Али; предок его был Кумык-Амир-Хан, человек известный на Кавказе. Мать Шамиля была дочерью Аварского Бека (дворянина) Пир-Будаха. Настоящее имя Шамиля было Али, по деду. Шамиль был любящим сыном в семье и с раннего детства в нём были заметны задатки хорошей нравственности. Вырос крепким, здоровым юношей, поражал всех своей силой. Шамиль пристрастился к фехтованию. Кинжал и шашка не выходили из его рук.

В период правления имама Шамиля Дагестан как государство преобразуется в развитую социально-политическую систему. Личность имама Шамиля объединяет все дагестанские этносы под знаменем некой общественно-политической идентичности.

Далее была дискуссия, в процессе которой Мустафа Исаевич Билалов, научный руководитель клуба «Эпохе», высказал мысль о том, что Российская культура положительно отразилась на развитии Дагестана. Восприимчивость к инновациям и преемственность самобытности на уровне сельской общины и региона - одна из самых загадочных особенностей этнокультурной истории Дагестана, истории, изучение которой приводит к убеждению в том, что языковое и этническое многообразие может служить условием и фактором устойчивого развития многонационального социума.

 

Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ

 

 

«Жизнь, освещенная солнцем»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Жизнь, освещенная солнцем», посвященная 180-летию со дня рождения французского художника Пьера Огюста Ренуара.

Огюст Ренуар – один из тех редких художников, кто сумел передать в своих работах свет, трепет и нежность в изображении женщин. Радостные и чувственные работы Ренуара делают его творчество понятным и востребованным во все времена.

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года во французском городе Лимож. Его отец Леонард Ренуар работал портным, мать швеей. Многодетная семья была небогатая, но дружная и любящая.

Самой лучшей школой живописи для себя Ренуар считал Лувр. Туда он, будучи подростком, бегал в обед, работая на фарфоровой фабрике. В 1862 году Ренуар поступает в Парижскую школу изящных искусств и в студию известного живописца Шарля Глейра, сторонника академической традиции, доминирующей тогда во Франции. Суть этой традиции в том, что картины должны быть большими, темными по тону, сюжет позаимствован из мифологии или истории.

Летом 1869 года Огюст Ренуар и Клод Моне, работая вместе, стали применять фрагментарные отрывистые мазки, наполнявшие их работы ощущением жизни и движения. Художники много экспериментируют с цветом, светом и тенью на полотнах.

В 1881 году Ренуар посетил Италию, впервые познакомившись с работами мастеров Возрождения. Художник понял, что его картинам не хватает технического совершенства. Это понимание повлияло на его работы, что заметно по более четким линиям и мелким мазкам на полотнах.

Известные картины, написанные в это время: «Зонтики»; «Большие купальщицы»; «Танец в городе».

Начало 1890-х годов было успешным для Огюста Ренуара. Состоялась его персональная выставка, музей Люксембурга приобрел его картину. В это же время художник снова несколько меняет свою живописную манеру, добавляя переливчатость цветов. Потому период его творчества с 1891 по 1903 гг. называют «перламутровым». В это время были написаны «Весна», «Сын Жан», «Спящая женщина». Последним периодом в творчестве Огюста стал «красный», который ознаменовался пристрастием мастера к теплым красным и розовым оттенкам. Были созданы: «Прогулка»; «Габриэль в красной блузе»; «Анемоны». Наиболее успешными из ранних работ мастера стали: «Натюрморт с большой цветочной вазой», «Трактир матушки Антони», «Диана-охотница». Огюст часто писал портреты своих друзей: «Портрет Фредерика Базиля», «Портрет Альфреда Сислея с женой», «Моне читает». Художник часто работал на природе вместе с Клодом Моне. Нередко они даже выбирали одни и те же сюжеты и точки обзора. В 1869 г. у обоих появились картины с одинаковым названием – «Лягушатник». На них изображено известное кафе на воде со станцией проката лодок. В 1877 году художник написал одну из самых известных своих картин – «Портрет Жанны Самари», затем создал «Портрет мадам Шарпантье с детьми», который сделал его одним из самых востребованных портретистов своего времени.

В том же году мастер написал картину «Завтрак гребцов». На ней впервые появляется Алина Шериго (в образе дамы с собачкой), будущая жена Ренуара.

Он работал до последних дней жизни. Будучи парализованным 78-летним стариком, Ренуар писал одним пальцем, к которому прикрепляли кисти. Не стало «живописца счастья» 3 декабря 1919 г. Работа была смыслом существования художника с детства и до кончины. Последнюю картину Ренуар закончил за несколько часов до смерти. Написанные не с натуры «Вальдшнепы», пожалуй, единственная трогательно-грустная картина великого мастера кисти.

Литература, представленная на выставке:

1. Воллар А. Ренуар / Амбруаз Валлар. – М.: Республика, 1995. - 251 с.: цв.ил.

2. Готье М. Ренуар / Максимилиан Готье. – М.: Слово, 1995. - 95 с.: цв.ил.

3. Дитель А. Ренуар / А. Дитель. - М.: АСТ; [Б. м.] : Астрель, 20022002. - 176 с.

4. Перрюшо А. Жизнь Ренуара / Арни Перрюшо; пер. с французского: С.А. Тарханова, Ю. Я. Яхнина. – Москва: Радуга, 1986. - 335 с.: ил.

5. Платонова Н. Искусство: Энциклопедия / Н. И. Платонова: ред. А. А. Никишин. – Москва: Росмэн-Пресс, 2002. - 143 с.: ил.

6. Ревалд Д. История импрессионизма / Д. Ревалд; пер. П. В. Мелкова; худож. В. А. Тогобицкий. - Москва: ТЕРРА-Книжный клуб "Республика", 2002. - 416 с.: цв. ил

7. Ренуар [Альбом] / авт., сост. М. Прокофьева. - Москва: Советский художник, 1966. - 112 с.: цв. ил.

8. Ренуар Ж. Огюст Ренуар / Жан Ренуар; пер. с французского Олега Волкова. – Москва: Искусство, 1970. - 335 с.: цв. ил.

9. Энциклопедия мировой живописи / Сост. Т.Г. Петровец, Ю.В. Садомова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 431 с.: ил.

10. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. / сост. Т.Г. Петровец. - М.: Олма - Пресс, 2001. - 320 с.: цв.ил.

Отдел литературы по искусству

«Мир один на всех»

3 марта 2021 года в 14:00 в рамках социально-библиотечного проекта «Под одним небом» в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова состоится мероприятие «Мир один на всех».

Участниками и гостями мероприятия станут дети с особенностями развития из Специальной (коррекционной) школы – интернат IV вида.

Организаторы – универсальный читальный зал Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова и Благотворительный фонд «Мой солнечный мир».

Мероприятие будет проходить в читальном зале отдела универсального читального зала (3 этаж).

Дата мероприятия

«Библиотекарь будущего»

25—26 февраля 2021 года в Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке имени И. И. Молчанова-Сибирского проходила форсайт-сессия «Библиотекарь будущего». В мероприятии принимали участие заместитель директора департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации Лидия Федякина, генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда, представители Проектного офиса по созданию модельных библиотек в рамках Национального проекта «Культура», а также около тысячи библиотекарей и пользователей библиотек по всей России.

В Дагестане подключение к форсайт-сессии осуществлялось в «Точке кипения ДГУ». Национальную библиотеку Республики Дагестан им. Р. Гамзатова на мероприятии представляли С. Джабраилова, А. Мусаев, О. Алиева и Н. Микотина.

В ходе форсайт-сессии были рассмотрены проблемы и вызовы, стоящие перед современной библиотекой. Участники в ходе совместных обсуждений искали ответы на вопросы: Каким должен быть библиотекарь будущего? Какова новая роль библиотеки в меняющемся мире? Для чего нужна библиотека?

Затем по итогам дискуссии были определены основные качества, которыми, по мнению участников мероприятия, должен обладать современный библиотекарь: профессионализм, компетентность, креативность, мобильность, общая культура личности.

Также участников форсайт-сессии «Библиотекарь будущего» ознакомили с опытом некоторых проектов, направленных на усиление роли библиотеки как центра притяжения местного сообщества, центра сохранения культурного наследия региона.

Н. Микотина, зав. отделом электронных ресурсов,

О. Алиева, гл. библиотекарь отдела культурных программ

 

 

Заседание клуба «Полет мечты»

28 февраля с 13:00 до 15: 00 в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоится третье заседание клуба «Полет мечты» для детей с особенностями развития.

Мастер-класс «Дагестанский ковровый орнамент в технике аппликации» проведет преподаватель ИЗО МБОУ «Начальная школа - детский сад №27» Марина Агабабаева.

Объемные, интересные и разнообразные аппликации для детей из бумаги и других материалов имеют большое значение для развития мелкой моторики рук детей. Аппликация – это отличный способ развивать и тренировать пальчики. Занятия дают понятие о структуре материала, цвете, развивают пространственное мышление, координацию, точность движений и фантазию.

 

Дата мероприятия

«Основатель «Бубнового валета»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Основатель «Бубнового валета», посвященная 145-летию со дня рождения русского художника Петра Петровича Кончаловского.

Петр Кончаловский – выдающийся российский и советский живописец, наследовавший традиции живописи Сезанна. Ему повезло быть признанным еще при жизни, а сегодня живопись и графику художника рады заполучить музеи и коллекционеры не только России, но и европейских стран. Когда смотришь на лучшие холсты художника, особенно ясно чувствуешь эти преимущества живописного искусства. Общительность и человечность – важнейшие черты личности и искусства Петра Кончаловского.

Кончаловский родился 9 февраля 1876 года в Славянске Харьковской губернии в семье известного писателя. Детство будущего художника прошло в имении родителей. Он уже тогда очень любил рисовать и стремился изобразить всё, что попадало в поле его зрения. В 1889 году семья Кончаловских перебралась в Москву. В Москве отец Петра задумал издание сочинений М. Ю. Лермонтова, потом и А.С. Пушкина с иллюстрациями лучших художников: Сурикова, Поленова, Репина, Айвазовского, Серова, Васнецова и других.

Петр Кончаловский уехал в Париж для продолжения художественного образования. После Парижа, он сразу поступил в Академию художеств и в 1907 году получил звание художника.

В 1909 Кончаловский участвовал в выставках «Нового искусства», «Современного искусства», «Золотого руна», а в 1910 отправился за впечатлениями в Испанию («Бой быков», «Голова матадора»).

Но из всех скитаний он неизменно возвращался на Родину, и с наслаждением писал людей и пейзажи России. В традициях величавой простоты русской культуры.

В 1910-х годах Петр Кончаловский увлекался творчеством Ларионова. И это нашло отражение в таких его работах, как «Перец и пурин» и «Наташа на стуле». В это время Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк, Куприн образовали общество «Бубновый валет». Бубновых валетов отличало увлечение Сезанном и примитивным искусством. В начале Первой мировой войны Кончаловский был мобилизован на фронт как офицер-артиллерист. Даже во время войны он продолжает писать. К этому времени принадлежит его знаменитый натюрморт «Агава».

После Октябрьской революции Кончаловский отходит от стиля живописи «Бубнового валета» и работает в реалистической манере. Он становится одним из крупнейших мастеров советской живописи. Очень известны его портреты великих творческих людей: Пушкина, Лермонтова, композитора Прокофьева, режиссера Мейерхольда. Пробовал себя Кончаловский и как художник театра. Петр Петрович создал оформление для постановки оперы А. Рубинштейна «Купец Калашников» для театра Зимина.

В 1943 году Кончаловский стал лауреатом Сталинской премии, затем получил звание народного художника СССР. Особое место в живописи Кончаловского всегда занимали натюрморты, особенно цветочные. За свою творческую жизнь он создал около двух тысяч картин.

Петр Кончаловский умер в 79 лет, 2 февраля 1956 года, в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище. В 2017 году открылся музей-мастерская художника. Он расположен в Москве на Большой Садовой улице, в 10-м доме (том самом, где находится и «Нехорошая квартира» из «Мастера и Маргариты») – там Кончаловский с семьей жили с 1912 года.

Литература, представленная на выставке:

1. Выставка произведений П. П. Кончаловского [Каталог] / сост. Е. А. Звиногродская. - Москва: Советский художник, 1956. – 70 с.: ил.

2. Выставка акварели и рисунка Петра Петровича Кончаловского 1876-1956 [Каталог]. - Москва: Советский художник, 1960. - 36 с.: ил.

3. Выставка произведений Петра Петровича Кончаловского (1876-1956) [Каталог]. - Москва: Союз художников РСФСР, 1968. - 70 с.: ил.

4. Кравченко К. Петр Петрович Кончаловский, народный художник РСФСР [Текст] / К.С. Кравченко. - Москва: Искусство, 1949. - 361с.- (Массовая библиотека).

5. Кончаловский Петр Петрович [Текст]: избранные произведения. - Москва: Советский художник, 1950. - 34 с.: цв.ил.

6. Кончаловский П.П. [Текст] / ред. В. П. Кузнецова. - Москва: Советский художник, 1956. - 20 с.: ил.

7. Корзухин А. Петр Кончаловский [Изоматериал]: Краски земли: альбом / А.Д. Корзухин. - Москва: Советский художник, 1974. - 26 с.: ил.

8. Нейман М. П. П. Кончаловский [Текст] / М. Л. Нейман. - Москва: Советский Художник, 1967. - 328 с.: цв. ил.

9. Русские художники от А до Я [Текст] / сост. Н. А. Борисовская. - Москва: СЛОВО, 1996. - 215 с.: цв.ил.

10. Семенова Т. Кончаловский Петр Петрович [Текст] / Т. Семенова. - Москва: Искусство, 1964. - 70 с.: ил.

11. Ягодинская А. Автор и герой в картинах советских художников: размышления и наблюдения / А.Т. Ягодинская. - Москва: Советский художник, 1987. - 162 с. ил.

Отдел литературы по искусству

Подводим итоги февральского опроса, или Библиотечный клиентинг в действии

Эффективное обслуживание пользователей обеспечивает устойчивое развитие библиотеки и её стабильность на рынке библиотечных услуг. Качественный сервис позволяет укреплять позитивный имидж. Чтобы оставаться востребованным институтом – библиотеке необходимо менять тактику взаимодействия с пользователем. Сегодня фокус внимания с услуги постепенно перемещается на клиента – теперь он вправе выбирать книгу и услугу, диктовать свои условия и ждать особого к себе отношения.

«Клиентинг» и «клиентоориентация» - понятия, пришедшие из сферы бизнеса. Цель клиентинга в бизнесе – извлечение коммерческой прибыли. Цель библиотечного клиентинга – укрепление имиджа, утверждение социальной значимости и востребованности института в обществе. Обретая «активного читателя» библиотека продвигается к пониманию правильной тактики взаимодействия с пользователями в целом. Идея клиентоориентированного сервиса – залог успешного функционирования библиотек в обществе, выхода на новый уровень в своей деятельности. Библиотечный клиентинг – это отношения между библиотекой и клиентом, ориентирующиеся на его (клиента) потребности, предполагающие всестороннее изучение этих потребностей и деятельности по их удовлетворению в максимально комфортных условиях. Клиентинг начинается с диалога между библиотекой и клиентом. Как говорится, иногда нужно просто спросить…

Стараясь идти в ногу со временем, Национальная библиотека Республики Дагестан им. Р. Гамзатова в рамках библиотечного клиентинга в феврале 2021 года усилиями Службы научной информации по культуре и искусству совместно с отделом регистрации и контроля провела среди своих пользователей опрос на тему: «Какая библиотека нужна современному пользователю?».

В опросе приняли участие 100 респондентов. Опросный лист состоял из 29 вопросов, сгруппированных в два блока: общие вопросы и, собственно, тематические.

Согласно ответам на первый блок мы можем представить средний портрет нашего читателя. Итак, это житель Махачкалы (83%), женского пола (67%), 18-25 лет (51%), с высшим образованием (48%), студентка (67%), читательский стаж 1-5 лет (40%), посещает библиотеку примерно один раз в неделю (48%), для которой библиотека – это, прежде всего, информационный центр (69%).

Среди целей посещения библиотеки чаще всего указывались: работа со своими документами на территории библиотеки (50%), работа за компьютером с ресурсами библиотеки (35%),  взять книги на абонементе (29%) и работа с книгами и журналами из фондов библиотеки на территории читального зала (27%).

Более подробная картина опроса в процентном содержании представлена ниже:

1. Место проживания:

  • житель Махачкалы – 83%
  • житель Республики Дагестан – 14%
  • житель другого региона – 2%
  • не указали – 1%

2. Гендерный состав:

  • женский – 67%
  • мужской – 27%
  • не указали – 6%

3. Возраст:

  • до 18 лет – 22%
  • 18–25 лет – 51%
  • 25–45 лет – 23%
  • 45–60 лет – 2%
  • старше 60 лет - 0
  • не указали – 1%

4. Образование:

  • среднее общее полное (11 классов) – 35%
  • среднее специальное – 16%
  • высшее – 48%
  • не указали – 1%

5. Социальная категория:

  • рабочий – 13%
  • служащий – 7%
  • предприниматель – 2%
  • учащийся (студент) – 67%
  • пенсионер - 0
  • временно не работающий – 9%
  • не указали – 1%

6. Читательский стаж:

  • менее года – 23%
  • 1–5 лет – 40%
  • 5–10 лет – 20%
  • 10–20 лет – 15%
  • более 20 лет – 1%
  • более 30 лет - 0
  • не указали – 1%

7. Как часто вы посещаете нашу библиотеку?

  • посещаю впервые – 12%
  • примерно 1 раз в месяц – 14%
  • примерно 1 раз в неделю – 48%
  • 2-3 раза в месяц – 15%
  • несколько раз в год – 10%
  • не указали – 1%

8. Как вы оцениваете доступность и актуальность информации о деятельности библиотеки?

  • Отлично, всё устраивает – 51%
  • В целом хорошо – 40%
  • Удовлетворительно, незначительные недостатки (можно указать какие?) – 7%
  • Неудовлетворительно, совершенно не устраивает (что именно?) – 2%

9. Как вы оцениваете комфортность условий пребывания в библиотеке?

  • Отлично, всё устраивает – 51%
  • В целом хорошо – 23%
  • Удовлетворительно, незначительные недостатки (можно указать какие?) – 26%
  • Неудовлетворительно, совершенно не устраивает (что именно?) - 0

10. Как вы оцениваете удобство пользования электронными сервисами, предоставляемыми библиотекой?

  • Отлично, всё устраивает – 53%
  • В целом хорошо – 41%
  • Удовлетворительно, незначительные недостатки (можно указать какие?) – 5%
  • Неудовлетворительно, совершенно не устраивает (что именно?) – 1%

11. Как вы оцениваете удобство графика работы библиотеки?

  • Отлично, очень удобно – 62%
  • В целом хорошо – 26%
  • Удовлетворительно – 12%
  • Совершенно неудобно – 1%

12. Как вы оцениваете доброжелательность и вежливость персонала библиотеки?

  • Отлично, всё устраивает – 62%
  • В целом хорошо – 31%
  • Удовлетворительно – 6%
  • Неудовлетворительно – 1%

13. Как вы оцениваете компетентность персонала библиотеки?

  • Отлично, всё устраивает – 63%
  • В целом хорошо – 31%
  • Удовлетворительно – 5%
  • Неудовлетворительно – 1%

14. Как вы оцениваете материально-техническое обеспечение библиотеки?

  • Отлично, всё устраивает – 49%
  • В целом хорошо – 41%
  • Удовлетворительно, незначительные недостатки (можно указать какие?) – 9%
  • Неудовлетворительно, совершенно не устраивает (что именно?) – 1%

15. Как вы оцениваете качество и полноту информации о деятельности библиотеки, размещённой на официальном сайте http://lib05.ru/

  • Отлично, всё устраивает – 42%
  • В целом хорошо – 47%
  • Удовлетворительно, незначительные недостатки (можно указать какие?) – 7%
  • Неудовлетворительно, совершенно не устраивает (что именно?) – 0
  • Не указали – 5%

16. Как вы оцениваете качество и содержание полиграфических материалов библиотеки?

  • Отлично, всё устраивает – 53%
  • В целом хорошо – 41%
  • Удовлетворительно, незначительные недостатки (можно указать какие?) – 1%
  • Неудовлетворительно, совершенно не устраивает (что именно?) – 0
  • Не указали – 5%

17. Что ещё вы хотели бы отметить по качеству оказания услуг библиотеки?

  • В целом всё не плохо – 56%
  • Мало поступлений новых изданий – 33%
  • Не хватает компьютеров – 9%
  • Свой вариант – 8%

18. Оцените, пожалуйста, качество предоставленной вам информации об услугах библиотеки и наличие в ней нужных вам изданий:

  • Информация для пользователя максимально доступна – 80%
  • Информацию получить крайне сложно – 7%
  • Не указали – 13%

19. Каких книг вам не хватает в нашей библиотеке (укажите)?

20. Что, по вашему мнению, необходимо изменить в работе библиотеке?

  • Всё хорошо – 71%
  • Свой вариант – 16%
  • Не указали – 13%

21. С какой целью вы чаще всего посещаете библиотеку?

  • Поиск информации в каталогах и картотеках – 12%
  • Работа с книгами и журналами из фондов библиотеки на территории читального зала – 27%
  • Взять книги на абонементе – 29%
  • Получить консультацию библиотечного специалиста – 1%
  • Работа со своими материалами на территории библиотеки – 50%
  • Работа за компьютером с ресурсами библиотеки – 35%
  • Работа со своим мобильным устройством в зоне Wi-Fi – 13%
  • Провести свободное время – 24%
  • Пообщаться с коллегами, сокурсниками, друзьями – 14%
  • Свой вариант – 7%
  • Не указали – 5%

22. Пользуетесь ли вы традиционными (карточными) каталогами?

  • Да, часто пользуюсь – 10%
  • Да, изредка – 37%
  • Не пользуюсь – 48%
  • Не указали – 5%

23. Каких услуг, на ваш взгляд, не хватает в библиотеке?

  • Всего хватает – 69%
  • Свой вариант – 14%
  • Не указали – 21%

24. Используете ли вы компьютеры, предназначенные для читателей на территории библиотеки?

  • Использую с ресурсами, которые предлагает библиотека – 22%
  • Использую для работы с офисными программами – 10%
  • Использую для работы в Интернете – 41%
  • Использую в других целях – 5%
  • Работаю на территории библиотеки с личным ноутбуком – 6%
  • Не использую – 23%
  • Не указали – 6%

25. С документами, какого формата вы предпочитаете работать?

  • С печатными источниками информации – 45%
  • С электронными информационными ресурсами – 20%
  • Не важен формат источника, главное получить информацию – 41%
  • Не указали – 6%

26. Чего вам кажется недостаточным в библиотеке?

  • Книг и журналов по своей тематике – 26%
  • Российских электронных ресурсов по своей тематике – 2%
  • Зарубежных электронных ресурсов по своей тематике – 22%
  • Оцифрованных изданий из фонда библиотеки – 3%
  • Компьютерной техники для самостоятельной работы – 13%
  • Комфортных условий – 12%
  • Свой вариант – 19%
  • Не указали – 24%

27. Для вас библиотека – это…

  • Культурно-досуговый центр – 52%
  • Информационный центр – 69%
  • Не указали – 3%

28. Пользуетесь ли вы в библиотеке дополнительными платными услугами?

  • Да, очень удобно – 17%
  • Нет, не знаю о таких услугах – 77%
  • Не указали – 6%

29. Ваши пожелания Национальной библиотеке Республики Дагестан им. Р. Гамзатова.

Благодарим всех, кто принял участие в нашем опросе!

Ирина Кузьмина, зав. СНИКИ

 

Философско-интеллектуальный клуб «Эпохе» приглашает

25 февраля в 17:00 в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова пройдет заседание участников философско-интеллектуального клуба «Эпохе».

С докладом на тему: «Роль имама Шамиля в становлении дагестанской идентичности» выступит постоянный участник клуба историк, поэт Камиль Дадаев.

Приглашаем всех желающих!

Дата мероприятия

«Отечества достойные сыны»

Отдел краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представил книжную выставку «Отечества достойные сыны», посвященную Дню защитника Отечества.

В течение многих десятилетий день 23 февраля отмечается как праздник мужчин, в первую очередь, мужчин с оружием в руках, готовых отстоять свою Родину. Дата этого всенародного праздника связана с важнейшими событиями в истории создания наших Вооруженных Сил. Воины разных времен едины в глубоком понимании своей роли защитника Отечества, своего воинского долга. Благодарные потомки вечно будут помнить великий подвиг бойцов и командиров Великой Отечественной войны. Достойными наследниками и продолжателями лучших традиций российского воинства являются воины Вооруженных Сил Российской Федерации. Они самоотверженно служат своему народу и Отечеству, с достоинством и честью выполняют свой патриотический долг, мужественно несут свою нелегкую службу по защите национальной безопасности России, ее государственных интересов.

Сегодня мы помним и о мужестве воинов, сражавшихся в Афганистане. Более трех тысяч дагестанцев выполняли свой воинский долг в этой стране, 128 из них пали смертью храбрых. Особенно ярко проявились лучшие качества наших воинов в период экстремальных ситуаций: во время трагедии в Кизляре и Первомайском, при отражении бандитского нападения на Дагестан, в повседневной борьбе с терроризмом и бандитизмом. В жизни российских солдат была и, так называемая, «чеченская война» с еще большими потерями, трагедиями, бесчестием и высокими подвигами! По количеству жертв эта война значительно превосходит афганскую. В Чечне погибли 20 тысяч солдат и матросов со всей страны. Среди них около 100 военнослужащих-дагестанцев, не считая ополченцев и работников органов внутренних дел.

Отечество всегда славилось доблестью своих воинов, поэтому в преддверии Дня защитника Отечества хочется верить тому, что юноши нашей республики, продолжая исторические традиции своего народа будут служить не хуже отцов и дедов. Народ может быть уверен: армия и впредь будет на передовых рубежах защиты общегосударственных интересов, выполнит поставленные перед ней задачи, какими бы трудными они не были.

Живые всегда должны помнить о своих солдатах, не вернувшихся к родным очагам. И материнским сердцам нет никакого дела до того, справедливая или ненужная была война, на которой они потеряли своих сыновей. У народов Дагестана всегда были в чести мужество и отвага, а трусость испокон веков вызывала презрение.

Литература, представленная на выставке:

  1. Арипов Г.Г. Вечная память мужеству. – Махачкала: ГУ «Дагестанское книжное издательство», 2008. - 848с.
  2. Мирзаханов А. Отечества достойные сыны. – Махачкала: Издательство «Лотос», 2014. - 184с.
  3. Муратханов М.М. Они защищали Родину: Очерки, зарисовки, фотоматериалы об участниках Великой Отечественной войны – сотрудниках МВД Дагестана. - Махачкала: ГУП Республиканская газетно-журнальная типография», 2010. - 352с.
  4. Муратханов М.М. Честь Дагестана мы защитили. – Махачкала: Издательство «Лотос», 2009. - 192с.
  5. Муртазалиев О.М. Служу Отечеству: воспоминания чекиста. Махачкала: ГАУ РД «Дагестанское книжное издательство», 2015. - 424с.

Приглашаем всех посетить нашу выставку! 

Бижитуева А., гл. библиотекарь отдела краеведческой

и национальной литературы