«Все краски мира, кроме желтой»

С 25 апреля 2024 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 460-летию со дня рождения английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира.

Уильям Шекспир (1564–1616) - английский драматург, поэт, актер эпохи Возрождения. В мировой истории – несомненно, самый знаменитый и значимый драматург, оказавший огромное влияние на развитие всего театрального искусства. Сценические произведения Шекспира и сегодня не сходят с театральных подмостков всего мира. Нет ни одной страны, где не ставились и не печатались бы его произведения. Известные поэты и писатели не раз отдавали дань уважения его гениальности, и до сих пор молодое поколение читателей вновь и вновь открывает для себя этого великого литературного деятеля мировой культуры и поражается глубине его произведений.

Произведения величайшего английского автора нашли свое отражение в различных видах искусства помимо литературы, как в его стране, так и во многих национальных культурах и произведениях искусства. Обращаем ваше внимание  и на творчество русских художников, композиторов, актеров театра и кино, продюсеров и режиссеров, внесших свой вклад в создание художественных образов шекспировских персонажей в искусстве.

Творческое наследие Шекспира включает 11 трагедий, 17 комедий, 10 исторических хроник, а также сотни стихотворений, сонетов и поэм. Его пьесы живут не только в драматическом театре. Многие представители живописи вдохновлялись персонажами шекспировских трагедий и исторических хроник, особенно это касается романтиков и прерафаэлитов. На их полотнах мы можем наблюдать образы Ромео и Джульетты, Офелии, Гамлета, Отелло, Фальстафа, короля Лира и других персонажей драматурга. Некоторые из этих изображений были сделаны в качестве иллюстраций к различным изданиям пьес, вышедшим на разных языках. Очень многие картины и скульптуры связаны с трагической любовью Ромео и Джульетты из одноименной пьесы. Среди этих художников можно встретить и русские имена. К.Маковский, Д. Шмаринов. С.Бродский и др. В оформлении декораций к различным театральным постановкам этого спектакля принимали участие многие известные художники. Здесь мы видим работы знаменитого испанца Сальвадора Дали.

Хотелось бы отметить памятник «Ромео и Джульетте» работы русского мастера А. Скнарина, установленный в 2008 году в городе Батайске.

Этой молодой паре есть замечательная скульптура работы знаменитого французского скульптора О. Родена.

В 1599 году Шекспир становится одним из акционеров театра «Глобус», его пьесы ставились на его сцене и имели успех. Важно отметить, что ни одна из его пьес не была опубликована при жизни Шекспира. Актерам были известны только их рукописные копии для театральных репетиций.

Сам У. Шекспир служил в театре сначала суфлером, а затем актером. Главные роли Гамлета, Отелло, Макбета, Ромео, Петраччо, Короля Лира, Шейлока, Фальстафа в его пьесах исполнили ведущие актеры театра «Глобус»: Р. Бербедж, У. Кемпе, Г.Конделл и Д. Хемингес. По свидетельству современников, поэт не преуспел в исполнительском искусстве, и ему доверяли лишь роль призрака отца Гамлета. Но Шекспир сумел соединить поэтический гений с искусством игры трагических и комических ролей, поэтому его пьесы произвели на поздний театр такое неизгладимое впечатление, которое можно было бы сравнить с влиянием древнеримских и греческих драматургов. Уместно было бы напомнить имена двух великих русских актеров, оставивших свой след в истории отечественного театрального искусства. Они блестяще исполнили шекспировские роли. Один из них – Василий Каратыгин, исполнивший свои лучшие трагические роли на сцене Александринского театра в Петербурге в середине XIX века. Другой - величайший российский театральный актер – Василий Качалов, прославившийся исполнением трагических ролей на сцене МХАТ в первой половине XX века.

Сюжеты и персонажи шекспировских пьес вдохновили многих композиторов, хотя большинство из них — не британские авторы, поскольку они, пожалуй, не «очень музыкальная нация». Вообще считается, что с творчеством английского драматурга и его героями связаны сотни музыкальных произведений. Остановимся на некоторых из них.

Одним из наиболее популярных у музыкантов сюжетов является «Ромео и Джульетта»: можно назвать 3 оперы: «Капулети и Монтекки» итальянского композитора В.Беллини; «Ромео и Джульетта» французского композитора Ш. Гуно и «Деревенские Ромео и Джульетта» британского композитора Ф. Делиуса. Также следует упомянуть одноименную увертюру-фантазию П. И. Чайковского и популярнейший балет «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева. Многие знатоки в области музыки считают, что лучшее произведение было поставлено Д. Шостаковичем для драматического исполнения пьесы в Театре Е. Вахтангова, а позднее эта музыка была использована в фильме «Гамлет» Г. Козинцевым.

Фантастический мир волшебства в шекспировских трагикомедиях «Сон в летнюю ночь» и «Бури» всегда привлекал композиторов. Пожалуй, двумя лучшими образами на эти сюжеты являются увертюра и музыка к пьесе немецкого композитора Ф. Мендельсона.

Прекрасное музыкальное произведение, сочетающее драматическую фантазию Шекспира с хоровым исполнением « Бури», создал французский композитор А. Берлиоз.

А самые известные и популярные оперы, созданные на сюжеты пьес Шекспира, несомненно, принадлежат итальянскому композитору Д.Верди. Это «Фальстаф» по мотивам «Виндзорских веселых жен», «Отелло» и «Макбет». Наиболее вдохновляющими произведениями для музыкантов и композиторов являются сюжеты « Ромео и Джульетты», «Гамлета», «Бури», «Сна в летнюю ночь», «Фальстафа», «Макбета» и «Отелло».

Кино – достаточно молодой вид искусства, и, говоря о Шекспире в кино, мы имеем не очень длительную историю этого художественного жанра. Так что он не менее насыщенный и заметный, чем театральный. Кинорежиссеры и продюсеры интересуются как пьесами Шекспира, так и личностью автора. В 1998 году на экраны вышел фильм «Влюбленный Шекспир» о развитии драматического театра во времена королевы Елизаветы I. История экранизаций шекспировских сюжетов началась еще на заре кинематографа. В XX – XXI веках по его пьесам было снято множество киноспектаклей. Самые популярные из них были о Гамлете и Ромео и Джульетте. Самой красивой экранизацией «Гамлета» считается фильм Ф.Дзеффирелли с М.Гибсоном. Нельзя не упомянуть блестящий фильм «Гамлет» известного российского режиссера Г. Козинцева с И.Смоктуновским в роли принца Датского. Три наиболее популярные и любимые комедии У. Шекспира — «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь» и «Укрощение строптивой». Среди них российский фильм «Двенадцатая ночь» с К. Лучко 1955 года и три британские интерпретации этого сюжета, сделанные в 1996, 2012 и 2018 годах. Уместно будет добавить к этому списку и два российских фильма «Укрощение строптивой» 1961 года с Л. Касаткиной и 1971 года с А. Фрейндлих.

В последнее время появилась новая традиция переноса времени и места действия шекспировских сюжетов в современное время и место, что дает режиссерам и актерам новые возможности в интерпретации идей и персонажей этих пьес. Экранизация четырех произведений великого драматурга в 2005 году получила в сети название «Шекспир заново». В него вошли «Макбет», упомянутые выше «Укрощение строптивой», «Много шума из ничего» и «12-я ночь», действие этих четырех сюжетов происходит теперь в нашем тысячелетии.

Литература, представленная на выставке:

1. Аникст, А. А. Театр эпохи Шекспира / А. А. Аникст. - Москва: Искусство, 1965. - 328 с.: ил.

2. Бартошевич, А. В. Шекспир. Англия. XX век. / А. В. Бартошевич. - Москва: Искусство, 1994. - 413 с. : ил.

3. Бартошевич, Алексей Вадимович. Шекспир на английской сцене конец XIX- первая половина XX века. / А. В. Бартошевич ; ответственный редактор А. А. Аникст. - Москва : Наука , 1985. - 303 с. : фот.

4.Бартошевич, А. В. Шекспир. Англия. XX век. / А. В. Бартошевич. - Москва : Искусство, 1994. - 413 с. : ил.

5. Бачелис, Т. И. Шекспир и Крэг / Т. И. Бачелис. - Москва: Наука , 1983. - 349 с. : ил.

6. Зарян, Рубен Шекспир Адамяна / Рубен Зарян. - Ереван: Айпетрат, 1964. - 223 с.

7. Липков, Александр Иосифович. Шекспировский экран: кинофильмы - Экранизация / А. Липков. - Москва : Искусство, 1975. - 351 с.: фот.

8. Орджоникидзе , Гиви Шиоевич. Оперы Верди на сюжеты Шекспира / Г. Орджоникидзе . - Москва : Музыка, 1967. - 325 с.: ил.

9. Тышлер, Александр. Выставка эскизов к Шекспировским спектаклям: К 400-летию со дня рождения В. Шекспира. - Москва: Главполиграфпром, 1964. - 30 с.: ил.

10. Уэлс, Стенли. Шекспировская энциклопедия : Пер. с англ. / С. Уэлс. - Москва : Радуга, 2002. - 272 с.

11.Чушкин, Н. Н. Гамлет-Качалов: Из сценической истории «Гамлета» Шекспира / Н. Н. Чушкин. – Москва, 1966. - 360 с. : фот.

12. Шекспир В. «Ромео и Джульетта» иллюстрации Д.А. Шмаринова: Изоматериал . - Москва : Изобразительное искусство, 1980. - 16 с.: цв. ил.

13. Юткевич, Сергей Иосифович. Шекспир и кино: монография / С. И. Юткевич. - Москва : Наука, 1973. - 272 с.: фот.

Отдел литературы по искусству