«Слава и гордость Италии»

В секторе краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута книжная выставка «Слава и гордость Италии», посвящённая 205-летию со дня рождения итальянского композитора Джузеппе Верди.

Имя Джузеппе Верди известно всему миру как имя одного из замечательных мастеров итальянского искусства, автора произведений, идущих на оперных сценах всего земного шара.

Жизненный путь Верди охватывает почти столетие (1813–1901).

Сын пармского крестьянина, Джузеппе Верди родился и вырос в глухой деревне Ле-Ронколе. Он с детства знал и любил музыку итальянских опер. В Италии популярные арии и романсы из опер нередко приобретали значение народных песен.

Первые уроки музыки Верди брал у органиста деревенской церкви. С десяти лет он уже имел заработок, играя по воскресным дням в церкви на органе. Так возникла мысль о поступлении Миланскую консерваторию – одну из лучших в Италии. ЗА 1835–1838 годы Верди сочинил огромное количество произведений мелкой формы – маршей, танцев, песен, романсов, хоров и др.

Основные творческие силы были сосредоточены на опере «Оберто», которая имела невероятный успех – не только в Милане, но и в Турине, Генуе и Неаполе, где вскоре была поставлена.

Стремясь к правдивому отражению жизни, Верди ставил перед собой задачу реалистической обрисовки человеческих характеров. Он создаёт три оперы – «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата», знаменитое «трёхзвездие», как называли их современники Верди. Основные герои этих опер – люди, страдающие в обстановке социального неравенства.

«Риголетто» с момента премьеры в Венеции в 1851 году никогда не переставал ставиться в театрах по всему миру. Верди взялся за сюжет пьесы Виктора Гюго «Король забавляется», снятой с парижских сцен местной цензурой за аморальность сюжета. Оперу едва не постигла та же участь, но Франческо Мария Пьяве (Пиаве) – итальянский либреттист и оперный режиссёр – отредактировал сюжет, и спектакль вышел на зрителя, став едва ли не переворотом в оперном искусстве: оркестр больше не играл как один аккомпанирующий инструмент, его звучание стало выразительным и сложным. «Риголетто» рассказывает цельную драматическую историю, почти не разрывая канву повествования на обособленные арии. Опера открывает так называемую «романтическую трилогию», продолженную «Трубадуром» и «Травиатой».

«Трубадур», поставленный в Риме в 1853 году, стал одной из самых популярных опер ещё при жизни Верди. Он является настоящей сокровищницей потрясающих мелодий. Интересен «Трубадур» ещё и тем, что одна из основных партий написана для меццо-сопрано – голоса, которому обычно доставались второстепенные роли. Впоследствии композитор создаст целую галерею великолепных героинь для низкого женского голоса: Ульрика, Эболи, Амнерис. Тем временем воображение маэстро уже захватил сюжет недавно вышедшей пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» – трагической истории любви и самопожертвования. Верди неистово работал над этой оперой, и музыка была полностью написана за 40 дней. 

«Травиата» – это поклонение женщине; возможно, это и творческое посвящение Верди своей спутнице Джузеппине Стреппони.

Одна из последних великих опер Верди, «Аида», была ему заказана правительством Египта, дабы отметить открытие Суэцкого канала. Вначале Верди отказался. Будучи в Париже, он получил повторное предложение через дю Локля. На сей раз Верди познакомился со сценарием оперы, который ему понравился, и согласился написать оперу. «Аида» была поставлена в Каире в 1871 году с огромным успехом.

21 января 1901 года во время пребывания в отеле Grand Et De Milan (Милан, Италия) у Верди случился инсульт. Будучи поражённым параличом, он мог внутренним слухом читать партитуры опер «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло, «Пиковая дама» Чайковского, но то, что он думал об этих операх, написанных его непосредственными и достойными наследниками, осталось неизвестным. Верди слабел с каждым днём и шесть дней спустя, рано утром 27 января 1901 года, умер.

Больше сто лет прошло с тех пор, как музыка Верди впервые зазвучала в нашей стране. До сих пор лучшие оперы знаменитого композитора идут на сценах мира.

Список литературы:

1. Боффи Г. Большая энциклопедия музыки: пер. с итал. / Г. Боффи. – М.: Аст: Астрель; 2010. – 413 с.

2. Васина-Гросман В.А. Книга о великих музыкантах. – М.: Современник, 1998. – 286 с.

3. Зильберквит М.А. Мир музыки: Очерк. – М.: Дет. лит., 1988. – 335 с.

4. Коллинз Ст. Классическая музыка от и до / Ст. Коллинз. Пер. с англ. Т. Новиковой. – М.: Фаир-Пресс, 2000. – 288 с. (Грандиозный мир).

5. 100 великих композиторов / автор-составитель Д.К. Самин. – М.: Вече, 2002. – 624 с.

6. Никитина Л.Д. История русской музыки: Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.

7. Оперные либретто. – М.: Музыка, 2000. – 373 с.

8. «Риголетто» Дж. Верди. – М.: Госуд. муз. изд., 1952. – 98 стр.

9. Сто опер / ред.-составитель М. Друскин. – М.: Музыка, 1976. – 412 с.

10. Трубадур Дж. Верди / Л. Полякова. – М.: Музыка, 1980. – 79 с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы