«Певец мужества и добра»

С 24 сентября 2021 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Певец мужества и добра», посвященная 115-летию со дня рождения российского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Один из крупнейших композиторов XX века  Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 25 сентября 1906 года. В детстве  его доме по вечерам часто устраивались домашние концерты. Это сыграло огромную роль в становлении и развитии Шостаковича, как личности и настоящего музыканта. Свою дебютную работу – фортепианную пьесу он представил в возрасте девяти лет. К одиннадцати годам их у него уже несколько.

Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и  после нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера. Знаменитый музыкант научил Шостаковича отменно играть на пианино, но композиция не была его сильной стороной, поэтому этот предмет талантливый ученик постигал самостоятельно. В 1919-м Дмитрий поступил в Петроградскую консерваторию. Буквально после первого курса он закончил работу над первым оркестровым сочинением – Скерцо fis-moll.

Спустя год он стал автором произведений для фортепиано «Три фантастических танца» и «Две басни Крылова». Документ об окончании консерватории по классу фортепиано Шостакович получил в 1923-м, а в 1925 году он завершил обучение по классу композиции. В качестве дипломной работы он представил Симфонию №1, которую впервые исполнили в Ленинграде в 1926-м. Спустя год симфонию услышали жители Берлина. В 1932 году Дмитрий стал автором оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Спустя несколько лет в копилке его работ появились пять симфоний. В 1938 появилась «Джазовая сюита», которую чаще всего узнают по «Вальсу №2».

Сталину не понравилась музыка талантливого композитора, критики отреагировали мгновенно, в прессе появился ряд разгромных статей. Шостакович тогда окончил свою Четвертую симфонию, уже шли репетиции, но он остановил их буквально перед премьерой. Публика смогла услышать ее только в 60-х. После победы композитор пишет еще одну симфонию – Девятую, и представляет ее 3 ноября 1945-го, в родном Ленинграде. Шостакович становится одним из самых известных и востребованных композиторов, но длится это недолго. В 1948 году его музыку снова отнесли к разряду «чуждых советскому народу», а сам композитор попал в опалу вместе с Прокофьевым и Хачатуряном. Дмитрия уволили из Московской консерватории, лишили профессорского звания, которое он получил в 1939.

В 1950-м Шостакович пишет 24 Прелюдии и Фуги для фортепиано. На протяжении восьми лет он не издал ни одной симфонии, и только в 1953-м представил Десятую. Спустя год выходит Одиннадцатая симфония, получившая название «1905 год». Вторая половина 50-х ознаменовалась работой над инструментальной музыкой, которая отличалась разнообразием формы и настроения. Творческая биография Шостаковича продолжилась написанием еще четырех симфоний. Помимо этого он сочинял вокальные произведения и струнные квартеты. Последняя работа музыканта – Соната для альта  и фортепиано.

Последние годы своей жизни Шостакович серьезно болел. Доктора не могли поставить диагноз, но пытались как-то помочь. Лечение заключалось в приеме курса витаминов, чтобы замедлить прогрессировавший недуг, но это мало помогало. Он лечился у американских и советских докторов, послушал совет Ростроповича и уехал в Курган, где принимал доктор Илизаров. Болезнь прогрессировала, несмотря на то, что он выполнял все предписания доктора. Сердце Шостаковича остановилось 9 августа 1975 года. Местом упокоения Дмитрия Шостаковича стало Новодевичье кладбище.

Сегодня произведения Шостаковича, олицетворяющие ярко выраженную внутреннюю человеческую драму, передающие летопись ужасных душевных страданий – наиболее исполняемые во всем мире. Самые популярные – Пятая и Восьмая симфонии из пятнадцати написанных. Из струнных квартетов, которых тоже пятнадцать, наиболее исполняются Восьмой и Пятнадцатый.

Литература, представленная на выставке:

1. Богданова А. В. Оперы и балеты Шостаковича / А. Богданова; ред. И. Прудникова. - Москва: Советский композитор, 1979. - 208с.: ил., муз. пр.

2. Данилевич Л. В. Наш современник: Творчество Шостаковича / Л. В. Данилевич. - Москва: Музыка, 1965. - 32 с.: фот., муз. пр.

3. Дмитрий Шостакович: Статьи и материалы / составитель, редактор Г. М. Шнеерсон. - Москва: Советский композитор, 1976. - 336с.: фот.

4. Должанский А. Н. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича / А. Н. Должанский. - Ленинград: Советский композитор, 1963. - 257с.: муз. пр.

5. Лукьянова Н. В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Н. В. Лукьянова. - Москва: Музыка, 1980. - 176с.: фот.

6. Мазель Л. А. Этюды о Шостаковиче: статьи и заметки о творчестве / Л. А. Мазель. - Москва: Советский композитор, 1986. - 174с.: муз. пр.

7. Письма к другу: Письма Д.Д.Шостаковича к И.Д. Гликману / составитель И. Д.Гликман. - Санкт-Петербург: Композитор, 1993. - 336с.: ил.

8. Сабинина М. Д. Шостакович-симфонист: драматургия, эстетика, стиль / М. Д. Сабинина; редактор Г. Л. Головинский, рецензет М. С. Брук, В. Н. Егорова, Д. В. Житомирский, Н. С. Николаева. - Москва: Музыка, 1976. - 477с.: фот., муз. пр.

9. Третьякова Л. С. Дмитрий Шостакович / Л. С. Третьякова. - Москва: Советская Россия, 1976. - 240 с.: фот.

10. Ширинский А. А. Скрипичные произведения Д. Шостаковича: проблемы интерпретации / А. А. Ширинский. - Москва: Музыка, 1988. - 107с.: муз. пр. (Вопросы истории, теории, методики).

11. Шостакович Д. Д. О времени и о себе: 1926-1975 / Д. Д. Шостакович; авт. предисл. М. Яковлев. - Москва: Советский композитор, 1980. - 376с.: ил., портр.

12. Хентова С. М. Шостакович Д. Д. в годы Великой Отечественной войны / С. М. Хентова. - Ленинград: Музыка, 1979. - 279 с.: фот.

13. Хентова С. М. Шостакович на Украине / С. М. Хентова. - Киев: Музична Украина, 1986. - 179с.: фот.

14. Хентова С. М. Шостакович и Сибирь / С. Хентова. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990. - 176с.: ил.

15. Федосова Э. П. Диатонические лады в творчестве Д. Шостаковича / Э. П. Федосова. - [Б. м.] : Советский композитор, 1980. - 189с.: муз. пр. (Библиотека музыковеда).

Отдел литературы по искусству