«Основоположник психологического романа»

С 21 января 2023 года в отделе иностранной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена выставка «Основоположник психологического романа» к 240-летию со дня рождения французского писателя Фредерика Стендаля.

Французский писатель Анри Мари Бейль (настоящее имя) родился в г. Гренобле на юге Франции в 1783 году. Его семья была обеспеченной, отец адвокат местного парламента.

После революционных событий он поступил в драгунский полк наполеоновской армии. Через некоторое время он покидает службу и занимается самообразованием в Париже. Он сосредоточился на литературе, философии и английском языке. Писатель в дневниках того времени писал о своем желании стать драматургом. Он быстро стал функционером при наполеоновской империи и провел 1806-1810 годы в Германии, где среди других мест он некоторое время останавливался в городе Стендале, название которого стало потом его псевдонимом.

В Париже началась новая веха биографии Стендаля. Он начал работать в газетах и журналах. Это был период активного творчества и многочисленных публикаций. Вышли в свет брошюра «Расин и Шекспир», первый роман «Арманс» и рассказ «Ванина Ванини». Ему рекомендовали издать путеводитель по столице Италии, и в результате вышла книга «Прогулка по Риму».

Стендаль, неуловимая личность, конечный продукт процесса разочарования, демонстрировал насмешливость, ироничность и скептицизм. Он постепенно разработал учение, которое он назвал эготизмом, или бейлизмом. Позднее Стендаль подробно писал об этой доктрине в серии работ, которые были опубликованы лишь после его смерти: «Журнал»(1888), «Жизнь Анри Брулара» (1890) и мемуары эготизма»(1892). В ее основе лежит идея, призывающая к преднамеренному следованию личным интересам и рассматривающая внешний мир исключительно как театр для личной реализации. «История живописи в Италии и Риме, Неаполе и Флоренции», написанная Стендалем в 1817 году, помимо отрывков откровенного плагиата содержит интересные оригинальные элементы.

В 1821 году Стендаля подозревали в шпионаже и заставили покинуть Италию, но он успел завершить большую часть работы над своей первой крупной публикацией «О любви» (1822).При жизни писателя было продано всего 17 экз. этого исследования любви, которое сегодня ценится очень высоко.

«Расин и Шекспир» появился в 1823 году. В 1827 году он опубликовал свой первый крупный роман «Арманс», психологическое исследование, омраченное отсутствием ясности. В 1838 году была издана последняя законченная книга «Пармская обитель». Фредерик Стендаль входит в число романтиков, в своих работах он ставит во главу угла внутренний мири опыт героя. При этом основу составлял четкий анализ, понимание общественной жизни, реалистическое мышление.

Название романа «Красное и черное» носит символический и противоречивый характер, разговоры ученых и литературоведов по этому поводу не прекращаются. Согласно одной из версий, красный цвет – это цвет революционной эпохи, в которой жил автор, а черный – символ реакции.

Сегодня работы Стендаля привлекают внимание своей иронией, психологическими и историческими аспектами. Стендаль был страстным поклонником музыки, особенно произведений композиторов Моцарта, Россини. Он написал биографию Россини «Жизнь Россини» (1824),которую сейчас больше ценят за ее обширную музыкальную критику, чем за ее историческое содержание.

Как получилось, что современное осознание реальности впервые начало обретать литературную форму именно у Анри Бейля из Гренобля. Бейль – Стендаль был человеком острого ума, быстрым и живым, умственно независимым и смелым, но не совсем великой фигурой. Его идеи часто сильны и вдохновенны, но они неустойчивы, произвольно продвинуты и несмотря на всю их смелость, лишены внутренней определенности и непрерывности. Во всей его натуре есть что-то неустроенное, с его колебаниями между реалистической искренностью в целом и глупой мистификацией в частности, между холодным самообладанием, восторженным отказом от чувственных удовольствий и ненадежным , а иногда и сентиментальным тщеславием не всегда легко смириться, его литературный стиль очень впечатляющ и безошибочно оригинален, не всегда успешен и лишь в редких случаях полностью овладевает и фиксирует тему. Но таким, каким он был, он отдал себя моменту, обстоятельства схватили его и возложили на него уникальную и неожиданную судьбу, они сформировали его так, что он был вынужден примириться с реальностью так, как никто не делал до него.

В последние годы Стендаль страдал от тяжелых физических недостатков. Стендаль умер 23 марта 1842 года, через несколько часов после того, как упал в обморок от приступа. Он похоронен на кладбище Монмартра.

Литература, представленная на выставке:

Стендаль. Итальянские хроники / Пер.с франц.: Примеч. Б.Г. Реизова; художник А. Абрамов. - Красноярск: Кн.изд-во, 1988. - 310с.

Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио. Жизнь Россини. – Москва: Музыка, 1988. – 640с.

3. Стендаль. Красное и черное: Роман / Пер. с фр. Н. Любимова. Вступ. Ст. Г. Кузнецовой, коммент. Е. Леоновой. – Москва: Эксмо, 2009. - 624с.

4. Стендаль. Малое собрание сочинений / Стендаль; пер.с фр. Д. Лившиц, Н. Немчиновой, А. Чеботаревской. - СПб.: Азбука – Аттикус, 2018. - 624с.

5. Стендаль. Пармская обитель: Роман. Итальянские хроники / Пер.с фр. Н. Немчановой, Д.Лившиц, А. Поляк, К. Ксаниной. - Москва: Изд-во Эксмо, 2006. – 672с.

6. Мюллер – Кочеткова Т. Стендаль. Встречи с прошлым и настоящим / Худ. В. Шелковс. – Рига: Лиесма, 1989. – 263с.

Отдел иностранной литературы