«Не кричи нежных слов, не кричи…»

С 25 января 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Не кричи нежных слов, не кричи…», посвященная 85-летию со дня рождения актера, певца, барда Владимира Семеновича Высоцкого.

«Влезли ко мне в душу, рвут ее на части – только б не порвали серебряные струны…»

В. С. Высоцкий.

Это имя и при жизни было легендой. После его смерти именем Владимира Высоцкого называют вершины гор, новую планету, улицы, морские суда, театры. Феномен В. С. Высоцкого не только в его неслыханной популярности – это следствие огромного нравственного авторитета, репутации, проповеднического дара. В свойстве личности и многогранного таланта.

Откуда взялся этот хриплый рык, эта способность петь согласные, откуда пришло ощущение трагизма в любой, даже пустяковой песне? Это пришло от силы, от московских дворов, где сначала почиталась сила, потом все остальное. Биография каждого человека, в том числе и творческая, начинается с отчего дома. Родился В. С. Высоцкий 25 января 1938 года в Москве. Ребенок довоенного времени, коммунальная квартира, самые скромные игрушки. Затем война. Первые впечатления от жизни он получил не радостные.

В январе 1956 года В.С. Высоцкий вернулся в театральный кружок К. Ю. Богомолова. Летом 1956 года его приняли в Школу-студию МХАТ. Свою дебютную роль он получил уже на первом курсе в постановке «Гостиница «Астория» по пьесе Александра Штейна. На втором курсе стал пробовать себя в прозе — сочинил первую зарисовку из жизни молодых актеров «О жертвах вообще и об одной — в частности…», затем — цикл рассказов «Про собаку Рекса, который был значительно умнее своего хозяина», рассказ про уволенного с работы. По душе Владимиру Семеновичу пришелся Театр на Таганке, в котором до самой смерти он и трудился. Здесь он примерил образы, Гамлета, Пугачева, Свидригайлова и Галилея. Вместе с Театром на Таганке актер много гастролировал, он практически объехал весь мир.

Первая его музыкальная композиция называлась «Татуировка», впервые она прозвучала в 1961 году. Этой песней был начат «блатной» цикл произведений барда.

Владимира Высоцкого всегда вдохновлял Булат Окуджава, которого он почитал, как своего наставника. Композицию «Песня о Правде и Лжи» он посвятил великому поэту. В 1968 году вышел дебютный альбом Высоцкого, в котором он собрал авторские песни. Они звучали в картине «Вертикаль», и среди них была композиция под названием «Песня о друге», являющейся его визитной карточкой.

Высоцкий в своих песнях создавал совершенно неповторимый стиль, имя которому он сам, где неразрывно присутствовали голос, гитара и стихи.

Репертуар Владимира Высоцкого составляют шестьсот композиций и почти две сотни стихов. На его концертах собирались полные залы, у него и сейчас миллионная армия поклонников по всему миру. За свою короткую жизнь он дал 1500 концертов, выпустил семь альбомов со своими песнями и одиннадцать пластинок.

В биографии великого барда было место и кинематографу. Дебютной работой Высоцкого стала картина «Сверстницы». А вот начало настоящей актерской карьеры пришлось на 1961 год, на съемках фильма «Карьера Димы Горина». Настоящий успех пришел в 1967 году, после выхода на экраны ленты «Вертикаль». В. С. Высоцкий снимался в этой картине и стал автором всех песен, звучавших в ней. Он снялся в фильмах «Интервенция», «Короткие встречи», «Хозяин тайги», «Служили два товарища», «Опасные гастроли». Самой значимой работой в кинематографе для Высоцкого была лента «Место встречи изменить нельзя». Он перевоплотился в Глеба Жеглова, и кроме этого сам был режиссером этой ленты.

Владимир Высоцкий предчувствовал свою смерть и много писал о ней. Она всегда представлялась ему насильственной, но случилось по-другому. Высоцкий умер 25 июля 1980-го у себя дома. Ни одно печатное издание и ни один телеканал не сообщили о смерти В. С. Высоцкого. О том, что артиста больше нет, узнали зрители Театра на Таганке, которые пришли в тот день на спектакль с его участием. Ни один из зрителей не сдал свой билет. В 1985 году на могиле Владимира Высоцкого был установлен памятник, в виде фигуры человека, который разрывает каменную оболочку и сковывающие его цепи.

Литература, представленная на выставке:

1. Баню, Жорж. Наш театр – «Вишневый сад»: тетрадь зрителя / Ж. Баню; перевод Т. Проскурниковой. - Москва: Московский Художественный театр, 2000. – 159 с.

2. Владимир Высоцкий. Памятный альбом: воспоминания. Фотографии. Документы / ответственный редактор Наталья Тихомирова. - Москва: АСТ: ОГИЗ, 2021. - 224 с.: ил.

3. Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер / сост. Ю. А. Андреев. - Москва: Прогресс, 1989. - 357 с.: фот.

4. Вспоминая Владимира Высоцкого / составитель А. Н. Сафонов. - Москва: Советская Россия, 1989. - 380 с.: фот.

5. Высоцкий, Владимир Семенович. Четыре четверти пути / В. С. Высоцкий; составитель А. Е. Крылов. - Москва: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.: фот.

6. Высоцкий В.: Все не так / составитель А. Базилевский. - Москва: Вахазар, 1991. - 72 с.: фот.

7. Георгиев, Любен. Владимир Высоцкий: встречи, интервью, воспоминания / Л. Георгиев; перевод с болгарского В. Викторова. - Москва: Искусство , 1991. - 266 с.: фот.

8. Георгиев, Любен. Владимир Высоцкий знакомый и незнакомый / Л. Георгиев; перевод с болгарского В. Викторова. - Москва: Искусство , 1989. - 266 с.: фот.

9. Демидова, Алла Сергеевна. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю / А. С. Демидова; редактор М. С. Сулькин. - Москва: Союз театральных деятелей РСФСР, 1989. - 176 с.: фот.

10. Демидова, Алла Сергеевна. Мой Высоцкий / Алла Демидова. - Москва: Э, 2017. - 253 с.: ил.

11. Ольбрыхский, Даниэль. Поминая Владимира Высоцкого / Д. Ольбрыхский; перевод с польского М. Черненко. - Москва: Вахазар, 1992. - 91 с.: ил.

12. Поет Владимир Высоцкий: песни для голоса в сопровождении гитары / составитель В. Рыжиков. - Москва: Музыка, 1987. - 64 с.: муз. пр.

13. Рубанова, Ирина Ивановна. Владимир Высоцкий / И. Рубанова. - Москва: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1983. - 55 с.: фот.  

Отдел литературы по искусству