«Могучий океан звуков»

Отделом  литературы по искусству Национальной библиотеки  РД им. Р. Гамзатова организована выставка  «Могучий океан звуков»,  посвященная 335-летию со дня рождения  немецкого композитора  Иоганна Себастьяна Баха.

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и музыкант эпохи Барокко, собравший и совместивший в своем творчестве традиции и наиболее значимые достижения европейского музыкального искусства. Бах – это величайший классик, оставивший огромное наследие, которое стало золотым фондом мировой культуры. Это музыкант–универсал, в своем творчестве охвативший почти все известные жанры.

Род Бахов на протяжении поколений давал Германии музыкантов. Среди них  были и органисты и канторы. Это род дал миру Иоганна Себастьяна Баха.

Бах Иоганн Себастьян родился в марте 1685 г. в маленьком немецком городке Эйзенахе. Девяти лет мальчик остался сиротой, и его взял к себе старший брат Иоганн Кристоф. Кристоф служил органистом в городе Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов. В 15 лет Иоганн Бах решает начать самостоятельную жизнь. Он поступает в Люнебургскую школу и заканчивает ее в 1703.

В августе 1703 года Бах занял пост органиста церкви Св. Бонифация в Арнштадте. В этот период Бах создал много органных произведений.

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Начинаются его странствия по всем городам Германии.

Творческое наследие Баха огромно. Он создавал произведения во всех известных в то время жанрах, кроме оперы: оратории, кантаты, мессы, мотеты, музыку для органа, скрипки и фортепиано.

В Веймаре, где был прекрасный орган, Бах написал серию органных токкат (из них наиболее знаменита ре-минорная).

Полифонический жанр фуги Бах довёл до совершенства: в его «Хорошо темперированном клавире» (1722—1744 гг.) каждой тональности соответствуют отдельные прелюдия и фуга.

В цикле «Искусство фуги», над которым Бах работал последние десять лет жизни, представлены произведения, развивающие — каждый раз неповторимо — одну и ту же тему.

Вершинами вокально-инструментальной музыки явились композиции «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729 г.), а также «Высокая месса си-минор» (1747— 1749 гг.).

При жизни  произведения Баха не были поняты современниками. Изучение и познание музыки Баха началось лишь в 19 веке, после исполнения Мендельсоном «Страсти по Матфею». Бах И.С. становится величайшей личностью в европейской музыкальной культуре. Композитор был провозглашен подлинным образцом совершенства, творцом нового музыкального языка.

В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху  Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.

Краткая биография Баха не даёт полного представления о сложном жизненном пути композитора, о его личности. Подробно с его судьбой и творчеством можно познакомиться, прочитав книги, представление на нашей выставке.

Список литературы:

1. Бах И.С. Хорошо темперированный клавир [Ноты]. Ч.2 / И. С. Бах. - Москва: Музыка, 1974. - 139 с. : муз. пр.

2. Бах И.С. Избранные арии для баса в сопровождении фортепиано [Ноты] / И. С. Бах. - Москва: Музыка, 1975. - 79 с. : муз. пр.

3. Бах И.С. и современность: сборник статей / составитель Н. А. Герасимова-Персидская. - Киев: Музична Украина, 1985. - 159 с. : муз. пр.

4. Васина-Гроссман В.А. Книга о музыке и великих музыкантах: Маленькая энциклопедия / В. А. Васина-Гроссман. - Москва: Детская литература, 1986. - 190 с.: фот.

5. Великие музыканты Западной Европы [Текст]: И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен: Хрестоматия для учащихся старших классов / Сост. В. Б. Григорович. - Москва: Просвещение, 1982. – 224 с.

6. Гивенталь И. А. Музыкальная литература [Текст]: Г. Ф. Гендель, И. С. Бах: Пособие для теоретических отделений музыкальных училищ / И. Гивенталь, Л. Гингольд. - Москва: Музыка, 1976. - 399 с.

7. Делициева Н.Н. Исполнительский стиль вокальных произведений И.С. Баха. [Текст]: сборник биографической информации / Н. Делициева. - Москва: Музыка, 1980. - 78 с. : муз. пр.

8. Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах / М. С. Друскин. - Москва: Музыка, 1982. - 383 с.: ил. - (Классики мировой музыкальной культуры).

9. Зенкин К.В. Музыка. Эйдос. Время. А. Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке [Текст] / К. В. Зенкин; Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. - Москва: Памятники исторической мысли, 2015. - 463 с.: ил.

10. Спиридонова В.М. Воспитание слуха и техники учащегося-пианиста в полифоническом репертуаре [Текст]: И. С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги»: (Методические разработки) / В. М. Спиридонова; Министерство культуры Татарской АССР. Казанская государственная консерватория. Респ. метод. каб. по учеб. заведениям культуры и искусства. - Казань: издательство Казанского университета, 1988. - 61 с.

11. Форкель И.Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха [Текст] / И. Н. Форкель. - Москва: Музыка, 1987. - 111 с.

Отдел литературы по искусству