«Искусство Востока»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Искусство Востока».

В художественной сокровищнице человечества одно из важнейших мест принадлежит искусству народов Востока. Культура восточных стран складывалась тысячелетиями, она богата, разнообразна, утонченна и привлекательна. Искусство Востока играет особую роль, оно не похоже на искусство других стран мира, именно поэтому столь притягательна для нас роскошь Альгамбры и величие Бухары, колокольни-минареты Сарагосы и индийский мавзолей Тадж-Махал.

Искусство народов Востока в современном понимании — это искусство многочисленных народов и стран Азии. Искусство Индии и стран Дальнего Востока (Китая, Кореи, Японии), также Юго-восточной и Центральной Азии при всей оригинальности отдельных его проявлений объединяется схожестью путей исторического развития, общей философской подосновой, важнейшей стороной которой был буддизм. Именно с буддизмом связано возникновение в большинстве стран Восточной и Центральной Азии на рубеже древности и средневековья нового искусства. На более поздних этапах средневековья во многих странах над буддизмом возобладали древние местные вероучения, но, то искусство, которое было связано с ними, в основных направлениях осталось принципиально общим для всех стран этого региона. Индийская скульптура, китайская пейзажная живопись, японские монастыри и сады — это лишь отдельные знаменитые примеры искусства Индии и стран Дальнего Востока.

Когда мы говорим об искусстве Востока, в первую очередь упоминаем Китай, ведь китайская цивилизация - одна из самых древних во всем мире. Здесь изобрели бумагу и фарфор, порох и компас, первыми стали печатать книги и научились ткать шелковые ткани. Грандиозны достижения китайцев в архитектуре – стало нарицательным понятие «Великая китайская стена», мы вспоминаем это непостижимое даже по сегодняшним меркам сооружение всегда, когда говорим о чем-то поистине громадном и величественном, необычайно трудоемком и масштабном.

Индия, при всей самобытности и потрясающей красоте архитектурных памятников и других произведений искусства, всегда будет ассоциироваться в первую очередь с индийским эпосом, искусством традиционного индийского танца.

Наследие индийского искусства необъятно. Особую роль в культуре Индии играло искусство танца. Разнообразные школы классического индийского танца возникают и оформляются в первом веке новой эры. Театральное искусство включало в себя танец, сценическую игру и музыку. Танец являлся неотъемлемой частью театра, а впоследствии выделился в самостоятельный жанр. Индийцы рассматривали танец как зримую поэзию. Воздействие танца должно было соответствовать воздействию прекрасной поэзии. Танцевальные движения, позы, жесты, мимика, представляли собой своеобразный символический язык.

Народы Ирана, Афганистана, Турции, арабских стран внесли существенный вклад в историю мировой культуры. Исламская каллиграфия – это художественная практика почерка и каллиграфии, основанная на алфавите на землях, имеющих общее исламское культурное наследие. Он включает арабскую каллиграфию, османскую и персидскую каллиграфию. Как поэт составляет из звуков слова и строфы, так и выходящие из-под пера жемчужины округлых букв, складываются в нити строк. Расцвет искусства книги, проявившийся не только в высоком качестве иллюстраций, но и в каллиграфическом совершенстве исполнения самого текста, отразил, то большое уважение и значимость, которые отводились книге как источнику учености и мудрости.

Искусство Ближнего и Среднего Востока развивалось в арабских странах, Иране, Турции и других государствах, где в средние века господствующим религиозно-философским учением было мусульманство. Запрет, наложенный мусульманством на изображения живых существ, не всегда соблюдался буквально, но он во многом определил своеобразие искусства Ближнего и Среднего Востока, где преимущественное развитие получили наряду с архитектурой книжная миниатюра и декоративно-прикладное искусство. Материальную культуру Ближнего и Среднего Востока отличают разнообразие и изощренность декоративных мотивов, изысканность тканей, ковров, изделий из драгоценных металлов.

Волшебный мир Востока – это не только географическое понятие, таинственный Восток – это буйство красок природы, манящая красота архитектуры. Безмятежная нега и древняя мудрость.

Литература, представленная на выставке:

1. Богданов А. А. Современное изобразительное искусство Ирака: 1900-е--1970-е годы / А. А. Богданов. - Ленинград: Искусство, 1982. - 183с.: ил.

2. Васильева О. В. Нить жемчуга. Иранское книжное искусство XIV-XVII веков в собрании Российской национальной библиотеки / О.В. Васильева. - Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2008. - 131с.: цв.ил.

3. Веймарн Б. В. Классическое искусство стран ислама / Б. В. Веймарн; Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. - Москва: Издательский дом «Искусство», 2002. - 496 с.: ил.

4. Воображаемый Восток. Китай «по-русски», XIII-начало XX века: сборник статей / автор-составитель О. А. Соснина. - Москва: Кучково поле, 2016. - 213 с.: ил.

5. Гундзи М. Японский театр Кабуки / М. Гундзи; редактор З. Н. Петрова. - Mосква: Прогресс, 1969. - 230с.: ил.

6. Драгоценные жемчужины Востока. Самые знаменитые чудеса архитектуры и природы. - Москва: Белый город, 2011. - 208с.: цв. ил.

7. Искусство стран Востока: книга для учащихся старших классов / под редакцией Р. С. Васильевский; автор А. Н. Анисимов. - Москва: Просвещение, 1986. - 301с.: ил.

8. Искусство народов Востока: путеводитель-очерк / Государственный музей искусства народов Востока; составитель О. Н. Глухарева; под общей редакцией Н. И. Ожегова. - Москва: Советский художник, 1968. - 206с.: ил.

9. Каптерева Т. П. Искусство средневекового Востока / Т. П. Каптерева, Н. А. Виноградова. - Москва: Детская литература, 1989. - 239с.: ил.

10. Культура Востока. Древность и раннее средневековье: сборник статей / Государственный ордена Ленина Эрмитаж, отдел Востока; научный редактор В. Г. Луконин. - Ленинград: Аврора, 1978. - 239с.: ил.

11. Стародуб-Еникеева Т. Сокровища исламской архитектуры / Т. Стародуб-Еникеева. - Москва: Белый город, 2004. - 456с.: ил.

12. Стэнли-Бейкер Д. Искусство Японии / Джоан Стэнли-Бейкер. - Москва: Слово, 2002. - 240с.: ил.

Отдел литературы по искусству