С 1 апреля 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 150-летию со дня рождения знаменитого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова.
И у меня был край родной;
Прекрасен он!
А. Плещеев
На исходе первого десятилетия нового, ХХ века имя Сергея Васильевича Рахманинова звучало как одно из самых крупных и ярких имен современного русского искусства. Блистательно окончив в 1892 году Московскую консерваторию, Рахманинов уверенно и властно вошел в мир музыки, сразу же занял видное положение в русской музыкальной жизни. Рахманиновская музыка ,что примечательно, в равной степени завоевывала признание у профессиональных музыкантов и у любителей, будучи, как сказал бы Глинка, «равно доступной знатокам и простой публике».
С первых шагов на композиторском поприще у Рахманинова обнаружилось редкостная разносторонность творческих интересов, потребность высказываться в различных жанрах и формах, что говорило о богатстве его художественного мира и даже позволяло усматривать известное средство между рахманиновской творческой индивидуальностью и композиторской натурой Чайковского. Рахманинов создавал высокоталантливые произведения, которые начинали жить полноценной жизнью, входили в концертные программы известных музыкантов и в репертуар домашних любительских вечеров. Среди таких произведений были и подлинные шедевры-жемчужины рахманиновской музы: прелюдия до-диез минор, романсы «Не пой, красавица» и «В молчаньи ночи тайной». Первый фортепианный концерт и, конечно, опера «Алеко».
С начала 1900-х годов творческое развитие Рахманинова достигло блестящего расцвета, полностью определилось художественное кредо композитора, выявились важнейшие темы и идея его искусства. К этому периоду относятся капитальные рахманиновские творения: Второй и Третий фортепианные концерты, оперы «Франческа и Римини» и «Скупой рыцарь», кантата-поэма Колокола» и хоровой цикл «Всенощная», многие изумительные романсы, прелюдии, этюды – картины, наконец, монументальная Вторая симфония , отмеченная при своем появлении Глинковской премией.
Трагической полосой в музыкальной биографии Рахманинова пролегли последовавшие после отъезда композитора из России первые восемь лет жизни за рубежом (1917-1925). Внезапно иссяк мощный поток рахманиновской музыки, прервалось творчество композитора, лишившееся питательных соков родной почвы, «воздуха» Родины, этих естественных и необходимых условий своего существования. В сочинениях 1930-х годов- в «Рапсодии на тему Паганини», в Третьей симфонии и «Симфонических танцах» вновь ожили дорогие Рахманинову образы Родины. В главных своих чертах творческая направленность и эстетические позиции композитора остались такими же, как в центральный период 1900-1917 годов. На них приходится и возникновение славы Рахманинова как гениального пианиста и гениального дирижера. Исполнительское искусство великого русского музыканта обладало удивительной «всеобщностью» воздействия. Оно завоевывало и широкую публику и профессионалов. Неповторимой особенностью Рахманинова- исполнителя была его способность проникать в душу подлинника, магически оживлять созданные другими творцами музыкальные образы. Так, заново рождались в интерпретации Рахманинова творения великих мастеров: Моцарта и Глинки, Бетховена и Чайковского, Шопена и Бородина.
Одно из высших достижений русской художественной культуры , творческое наследие Рахманинова явилось в одном из «завещаний» русской музыкальной классики российскому музыкальному искусству. В нем живут и традиции Рахманинова- композитора. Музыка Рахманинова постоянно звучит на Родине композитора, и во всем мире, она, можно сказать, идет от сердца автора к сердцам слушателей, как того желал С.В. Рахманинов.
Вклад великого музыканта в русскую и общечеловеческую культуру поистине неоценим, он навсегда вошел в художественную сокровищницу мирового искусства.
Литература, представленная на выставке:
1. Бажанов, Николай Данилович. Рахманинов / Н. Д. Бажанов. - Москва: Молодая гвардия, 1962. - 448 с.: фот.
2. Воспоминания о Рахманинове. Т.1 / составитель З. А. Апетян. - 5-е издание, дополненное.- Москва: Музыка, 1988. - 526 с.: фот.
3. Дулова, Елена Владимировна. Преодоление: документальная повесть о С. В. Рахманинове: для среднего и старшего возраста / Е. В. Дулова. - Москва: Детская литература, 1984. - 190 с.: фот.
4. Калинина, Н. А. С.В.Рахманинов: Повесть / Н. А. Калинина. - Москва: Детская литература, 1989. - 127 с.: ил.
5. Рахманинов С. В. Литературное наследие / С. В. Рахманинов; составитель З. А. Апетян. - Москва: Советский композитор, 1978-1980. Т.1: Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма / С. В. Рахманинов. - 1978. - 647 с.: фот.
6. Молодые годы С. В. Рахманинов: Письма. Воспоминания. - Москва: Музгиз, 1949. - 190 с.: фот.
7. Полякова, Л. «Алеко» С. Рахманинова / Л. Полякова. - Ленинград; Москва: Музгиз, 1949. - 40 с.: муз. пр.
8. Рахманинов С. В. / составитель Е. Рудакова. - Москва: Музыка, 1982. - 190 с.: фот.
9. Рахманинов С. В.: проспект выставки к 100-летию со дня рождения (1873-1973) / составитель Е. Рудакова. - Москва: Музыка, 1973. - 31 с.: фот.
10. Рахманинов, С. Полька. Сирень. Маргаритки: Ноты: для фортепиано / С. Рахманинов; редактор П. Ламм. - Москва: Музыка, 1966. - 18 с.: музыкальное произведение.
11. Рахманинов, Сергей Васильевич. Концерт №2 для фортепиано с оркестром: Ноты: переложение для двух фортепиано / С. В. Рахманинов. - Москва: Музгиз, 1963. - 95 с.: муз. пр.
12. Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов / Сост. Л.А. Серебрякова. - Челябинск: Урал ЛТД, 2001. - 512 с.
13. Соловцов, А. С. В. Рахманинов: лекция / А. Соловцов. - Москва: Государственное музыкальное издательство, 1955. - 56 с.
Отдел литературы по искусству