«Гений исторической живописи»

С 24 января 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Гений исторической живописи», посвященная 175-летию со дня рождения русского художника Василия Ивановича Сурикова.

Суриков Василий Иванович – выдающийся русский художник, специализировавшийся на исторических полотнах. Среди остальных живописцев его выделял реализм. Ему - великому титану, гению русской живописи Василию Сурикову - и посвящена эта выставка. Уже в годы своего учения, обратившись к жанру исторической живописи, Суриков занял свою, новую, нишу в искусстве - он стремился преодолеть условности академического искусства, с его пустотой и холодностью, смело вводя в свои картины бытовые мотивы.

Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 году в Красноярске. Сильное стремление к обучению живописи заставило его сначала переехать в Санкт-Петербург, где в 1869-1875 годах он обучался в Петербургской Академии Художеств у знаменитого педагога Чистякова, который уже в те годы говорил о Сурикове, как о лучшем ученике школы. Начиная, с 1877 года Cуриков живет и работает в Москве. Позже вступил в Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Биография Сурикова складывалась весьма удачно, и он в полной мере смог реализовать свой талант. Здесь, в Москве, Cуриков создал свои наиболее значительные произведения - монументальные исторические картины «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова». С глубиной и проницательностью истинного историка художник раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола. Сурикова привлекают сильные яркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа. С большим мастерством и любовью передает художник облик площадей и улиц старой Москвы, заполненных толпой народа, изображает одежду и утварь, вышивку, резьбу по дереву, религиозную архитектуру и деревенские сараи. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции. В его произведениях общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок.

В 1888 году, после неожиданной смерти жены, Суриков впал в острую депрессию и никто не знает, какую боль и душевные терзания пришлось ему пережить. Но, как настоящий титан, Суриков не был сломлен. Своеобразным символом его тогдашнего просветления и возрождения служит гениальная картина «Исцеление слепорожденного Иисусом», в которой в облике прозревшего угадываются черты самого художника.

В исторических картинах 1890-х годов Суриков вновь обращается к национальной истории, останавливаясь на событиях, в которых проявлялись исторический дух, единство и мощь русского народа. В картине «Покорение Сибири Ермаком» показан подвиг русских воинов во имя освобождения родной земли. Полотно «Переход Суворова через Альпы» воспевает мужество и отвагу русской армии. Следующая работа художника в историческом жанре - Степан Разин. Но эти произведения не отличаются таким совершенством, как гениальные шедевры 1880-х годов. Помимо грандиозных произведений, написанных на сюжеты русской истории, Суриков создавал также прекрасные камерные портреты, в которых проявилось портретное дарование мастера, его глубокий интерес к душевному миру простого русского человека.

Под конец жизни у Василия Ивановича появились проблемы со здоровьем. Последним его путешествием за границу стала поездка в Испанию, куда он отправился в поисках вдохновения. В тот же период в родном Красноярске открылась художественная школа. Суриков вернулся на родину и занялся созданием пейзажей. Состояние его уже тогда было неважным.

Вскоре по настоянию врачей живописец отправился в Крым, чтобы пройти курс лечения. В начале весны 1916 года стало известно, что гениальный художник скончался.

Сурикова похоронили на Ваганьковском кладбище, неподалеку от могилы любимой жены.

Картины русского художника Василия Сурикова знают и почитают во всех уголках планеты. Его исторические полотна «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин» стали мировыми шедеврами живописного искусства.

Литература, представленная на выставке:

1. Алленов, Михаил. Василий Суриков / М. Алленов. - Москва: Слово, 1996. - 96 с.: ил. - (Картинная галерея).

2. Акварели В.И. Сурикова 1848-1916: К 125-летию со дня рождения. Каталог / Министерство культуры СССР, Государственная Третьяковская галерея. - Москва: Искусство, 1973. - 77 с.: ил.

3. Суриков В.И. 1848-1916 к столетию со дня рождения: Письма 1868-1916. - Москва; Ленинград: Искусство, 1948. - 225 с.: фот.

4. Суриков Василий Иванович. Письма. Воспоминания о художнике. - Ленинград: Искусство, 1977. - 384 с.: цв. ил.

5. Дружинин, С. Н. В.И. Суриков: Очерки по истории Русской живописи второй половины XIX века / С. Н. Дружинин. - Москва: Государственная Третьяковская галерея, 1950. - 95 с.: ил.

6. Зименко, В. Покорение Сибири Ермаком: Картина В.И. Сурикова / В. Зименко. - Москва; Ленинград: Искусство, 1948. - 31 с.: ил.

7. Ионина, Надежда Алексеевна. Сто великих картин: справочное издание / Н. А. Ионина. - Москва: Вече, 2000. - 510 с.: ил. - (100 великих).

8. Картина В.И. Сурикова «Боярина Морозова»: История ее создания. Выставка (к 50-летию со дня смерти художника). - Москва: Советский художник, 1966. - 35 с.: цв. ил. - (Сокровища русского искусства).

9. Картина В.И.Сурикова Боярина Морозова: История создания / авт., составитель С. Н. Гольдштейн. - Ленинград: Художник РСФСР, 1972. - 158 с.: цв. ил.

10. Кеменов, Владимир Семенович. Василий Суриков / В. С. Кеменов. - Ленинград: Аврора, 1979. - 310 с.: ил.

Отдел литературы по искусству