С 15 февраля 2022 года в читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута книжная выставка «Этнокультурное многообразие лакцев».
Выставка представлена в рамках объявленного в России Годом народного искусства и нематериального культурного наследия, и в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности, всех народов и этнических общностей.
Лакцы - один из коренных народов Дагестана. Основная масса лакцев проживает в городах Дагестана, России и СНГ. Высокая степень их урбанизации восходит к традиции развитого в прошлом отходничества. Лакия - поистине заповедник художественных промыслов. Совокупность местных специфических компонентов, порожденных традициями хозяйственно- бытового уклада, вызвала к жизни целый слой культуры, явившейся тем субстратом, на котором, взросли, развивались и укрепились разнообразные виды ремесел и декоративно-прикладного искусства, сохранившиеся до наших дней. Лакское искусство многогранно. Это и производство оружия, и ювелирное дело, и медночеканное искусство, и ковроткачество, и золотое шитье, и балхарская керамика. Лакцы издавна были искусными ремесленниками. Были развиты отхожие промыслы, сукноделие, металлообработка, изготовление войлока, паласов, производство и лужение металлической посуды- села Кумух, Убра, ювелирное ремесло - Кумух, Хурукра. Известны своим золотым и серебряным шитьем мастерицы из Кумуха и Балхара, а также сапожники из Шовкра. Село Кая славилось торговцами, село Кума - кондитерами, село Цовкра1 - канатоходцами, акробатами. Широко известна расписная балхарская керамика - кувшины, игрушки. Женская праздничная одежда изобиловала вышивкой и серебряными украшениями. Лачки носили туникообразные платья и штаны, зимой овчинные шубы. Обувь была кожаная и войлочная. Головные уборы-наволосники с платками, длинные покрывала.
Золотое шитье, или шитье золотой и серебряной канителью по атласу, бархату, шелку, издавна было распространено у лакцев. Таким шитьем украшались женские головные уборы, брюки, подушки, занавеси, кошельки, ковры, роскошные попоны, скатерти, обувь, конская сбруя, кисеты для табака, сумки, кобуры для пистолетов, футляры для Коранов, накидки на сундуки, башлыки и другие изделия. Наибольшей известностью пользовались золотошвейные изделия из Кумуха. Предметы домашней утвари, как правило, изготавливались из красной и желтой меди. Красная медь в основном шла на изготовление больших и малых котлов, тазов, круглых блюд и тарелок, подносов, водоносных кувшинов, светильников и других изделий. Типичные для лакцев медночеканные луженые сосуды легко узнаваемы (большие кувшины шарообразной Формы - «варакке» и кувшины для хранения и разливания жидкости-«конаре»).
Балхарское керамическое искусство насчитывает несколько сотен лет. Сосуды балхарских мастериц (а изготовлением посуды в Балхаре, начиная с добычи глины и кончая обжигом изделий, занимались только женщины) отличает изумительная орнаментальная графика. Каждое изделие поражает особой стройностью, грациозностью и плавностью линий и композиций, основанных на многовековом традиционном опыте. Все балхарские изделия покрывались белой и желтой глиной, причем желтая после обжига приобретала красный цвет. В наши дни промысел продолжает развиваться, сохраняя и развивая в своем творчестве лучшие традиции балхарского искусства. Традиция не сковывает балхарских мастериц, а наоборот, знание ее дает добрый импульс для творчества. Здесь трудно встретить два одинаковых кувшина, каждый сосуд, игрушка – это индивидуальное видение мира - вечного и изменчивого. За каждым урша (пузатый водоносный сосуд) и куннари (водолейный сосуд) угадываются человеческие черты, с неординарными запоминающимися характерами. На Востоке издавна придавали большое значение гончарному искусству и гончарам, считая гончара творцом, создающим новую действительность из глины- праха предков.
Много строк этому одушевлению сосудов из глины посвятил Омар Хайям:
Дивлюсь тебе, гончар, что ты имеешь дух
Мять глину, бить, давать ей сотни оплеух,
Ведь этот влажный прах трепещущей был плотью,
Покуда жизненный огонь в нем не потух.
В Балхаре сохранили свое древнее ремесло до наших дней, и сейчас, как и в давние времена, крутится гончарный круг, горят печи, превращая с помощью рук балхарок простую глину в изумительные произведения искусства. Каждая вещь из Балхара, попавшая в ваш дом, несет частицу доброты и напоминает об истории ваших далеких предков.
Издания, представленные на выставке:
- Агарагимова В.К., Магомедова З. Ш., Агафонова Е.А. Знакомство с искусством Балхара: метод. Пособие для педагогов. - Махачкала: Планета Дагестан, 2009. - 104с.
- Булатова А. Г, Гаджиева С. Ш, Сергеев Г.А. Одежда народов Дагестана, Историко-этнографический атлас. - Пущино: Онти ПНЦ РАН, 2001. - 289с.
- Бутаев Б. Канатоходцы «Цовкра». – Махачкала: Даг. кн. изд.-во, 1978. - 136с.
- Магомедова-Чалабова. М.И. Лакцы. История, культура, традиции. - Махачкала: ИД «Эпоха», 2014. - 92с.
- Халилов Х.М. Устное народное творчество лакцев. - Махачкала, 2004. - 324с.
Приглашаем посетить нашу выставку!
А. Бижитуева, гл. библиотекарь отдела краеведческой
и национальной литературы