«Английский поэт-романтик»

С 3 августа 2022 года в отделе иностранной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена выставка «Английский поэт-романтик», посвященная 230-летию со дня рождения английского поэта Перси Биши Шелли.

Творчество великого английского поэта Перси Биши Шелли – одно из ярчайших завоеваний романтического искусства начала XIX века.

Отмеченная неповторимым своеобразием поэтического видения мира и высокой художественной культурой, поэзия Шелли навсегда вошла в сокровищницу не только английской, но и мировой литературы.

Замечательный лирик и острый политический публицист, драматург и сатирик, литературный критик и автор одного из самых выдающихся эстетических трактатов своего времени «Защита поэзии», Шелли был поэтом богатого и разностороннего дарования. Творческий путь его был недолог – всего одно десятилетие.

Шелли трагически погиб во время шторма, ему не было и тридцати лет. Страстно мечтал поэт о времени, когда «повсюду будет вольным человек».

Официальная английская пресса обвиняла Шелли в безнравственности и атеизме.

Первые высказывания и статьи о Шелли, отмечавшие гражданскую смелость его поэзии и её атеистическую направленность, появились на страницах революционно-демократического еженедельника «Республиканец». Нельзя не отметить то глубокое уважение, с каким говорила о творчестве Шелли русская демократическая критика. Горький высоко оценивал гражданский пафос творчества революционных романтиков, смелость их мысли и образов. Белинский указывал на духовное родство Шелли и Байрона. Герцен ставил имя Шелли рядом с именами Вольтера и Белинского. «У него были самые возвышенные стремления, всегда искренние и смелые», - писал о Шелли Л. Н. Толстой.

В 1813 году была написана поэма «Королева Маб», которая делает его известным. Основная философская мысли поэмы – идея движения истории, которое приведёт человечество к золотому веку равенства и счастья – говорит о том, что уже в эти годы Шелли были близки идеи социалистов-утопистов.

В 1814 году Шелли пишет поэму «Аластор или Дух одиночества». Это лирическое произведение повествует о юноше-поэте, стремящемся уйти от людского общества, которое он презирает, в прекрасный мир природы и обрести в этом мире счастье. Однако тщетно ищет он свой идеал любви и красоты среди пустынных скал и живописных долин. «Терзаемый демоном страсти», одинокий юноша погибает. Природа наказывает его за то, что он удалился от людей, что он захотел стать выше их горестей и радостей. Шелли осуждает индивидуализм, получивший в те годы распространение из-за апатии и застоя, царивших в общественной жизни. Талант Шелли был по преимуществу лирическим. Именно в Италии создал он главные шедевры своей прекрасной лирики. Его стихи поражают силой и непосредственностью чувства, музыкальностью, многообразием и новизной ритмов; они насыщены яркими метафорами и эпитетами, богаты внутренними рифмами и аллитерацией.

В 1816 году в Женеве, встретились Шелли и Байрон. Они стали друзьями, общение служило обоюдному развитию их талантов. После длительного пребывания в Швейцарии, Шелли в 1818 году покинул Англию и поселился в Италии.

В переездах он сочиняет «Прометей Освобождённый», «Ченчи», «Маскарад Анархии», «Ода Западному ветру». В 1821 году был написан очерк «Защита поэзии», в нём Шелли утверждал мысль о высоком социальном и этическом предназначении поэзии.

В лирической драме «Прометей Освобожденный» вновь была разрешена важная для демократии 20-х годов XIX века проблема восстания и свержения реакционных властей с помощью физической силы: Геркулес, олицетворение мощи революционного народа, освобождает узника Юпитера - Прометея, разбивая его цепи. Шелли вводил в поэзию новые слова и обороты, порожденные той бурной, переломной эпохой; героический тон, маршеобразные ритмы сочетаются у него с задушевной лирикой. Красочные сравнения и яркие образы как нельзя лучше соответствуют сочной красочности поэзии Шелли, рельефно отражают его миросозерцание, мечты о справедливом обществе и равноправии для всех.

Поэма «Королева Маб», «Восстание Ислама», лирическая драма «Освобождённый Прометей», отразили его утопические революционные убеждения, веру в лучшее будущее.

Творчество Перси Биши Шелли по праву вошло в историю демократического искусства Англии XIX века как одна из наиболее ярких ее страниц. Необыкновенно разнообразна лирика Шелли – философская, политическая, любовная, описательная.Крупнейший поэт революционного романтизма, человек остро радикальной мысли – «республиканец, демократ и атеист», по его собственному признанию, – Шелли и сейчас остается предметом ожесточенной полемики литературоведов и писателей различных направлений. Вокруг его поэтического наследия в наши дни, точно так же как и при жизни Шелли, разгораются жаркие критические споры. Творчество Шелли стало частью британской культуры. Его сочинения часто используются в фильмах и сериалах.

Литература, представленная на выставке:

  1. Shelley p.b. Poetry and prose/ p.b. Shelley. - Moscow: Foreign languages publishing house, 1959. - 460 p.
  2. Volosova t.d. English literature: 8th form english language schools/ t.d. Volosova, m.j. Hecker, v.v. Rogoff. – 3rd edition, revised and supplemented. - Moscow: Prosvesheniye, 1974. - 239 p.
  3. Klimenco e.i. English literary reader: for the 10th class/ e.i. Klimenco, n.a. Egunova, - second edition. - Leningrad: State text book publishing house, 1952. - 240 p.
  4. Дьяконова Н.Я. и Амелина Т.А. Хрестоматия по английской литературе XIX века. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2103 «Иностранные языки». - Л.: «Просвещение», 1974. – 287 с.
  5. Шевелёва, Светлана Александровна. Английский для гуманитариев: учеб. пособие для вузов/ С.А. Шевелёва.- 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 397 с.
  6. Западная поэзия конца XVIII - начала XIX веков: Английская, немецкая, североамериканская, французская: Собрание текстов, подстрочных и поэтических переводов. / Ю.С. Рассказов.– Москва: Лабиринт, 1999.– 320 с..
  7. Судленкова О.А., Кортес Л.П. 100 писателей Великобритании. – Минск: Выш.шк., 1997. – 247 с.
  8. Антология английской и американской поэзии. Подбор, примечания и словарь И.С. Строганской. – Москва: Издательство литературы на иностранных языках, 1947. – 187 с.
  9. Дьяконова Н.Я. Аналитическое чтение. (Английская поэзия XVIII-XX веков). Пособие для студентов педагогических институтов и филологических факультетов университетов. – Ленинград: Издательство «Просвещение», 1967. – 289 с.    

Г. Марданова, главный библиотекарь отдела иностранной литературы