Чего хотят читатели

Эффективное обслуживание читателей обеспечивает устойчивое развитие библиотеки и её стабильность на рынке библиотечных услуг. Качественный сервис позволяет укреплять позитивный имидж учреждения.

Национальная библиотека Республики Дагестан им. Р. Гамзатова в декабре 2023 года провела опрос на тему: «Какая библиотека нужна современному пользователю?». Опрос был рассчитан на 100 респондентов.

Было распространено 100 анкет, вернулись - 98. Опросный лист состоял из 29 вопросов, сгруппированных в два блока: общие вопросы и тематические.

Согласно ответам на первый блок мы можем представить средний портрет нашего читателя. Итак, это жительница Махачкалы (80%), женского пола (69%), 18-25 лет (59%), с высшим образованием (66%), студентка (56%), читательский стаж 1-5 лет (42%), посещает библиотеку примерно один раз в неделю (42%), для которой библиотека – это, прежде всего, информационный центр (62%).

Основной блок недостатков и предложений в плане комфортного пребывания в библиотеке состоял из следующих пунктов: 36% респондентов указали на отсутствие мест для питания (буфет, кулер с водой), 11% пожаловались на шум в зале (от сотрудников и мероприятий), недостаток электрических розеток отметили 7% респондентов. Более подробный расклад приводится в приложении к опросу для внутреннего изучения.

На вопрос: «Каких книг вам не хватает в нашей библиотеке?» читатели ответили следующим образом: 9% указали на недостаточность современной медицинской литературы (особенно переводной), 6% - новинок литературы, по 2% - беллетристики, литературы по современной философии, религиозных изданий, книг на английском, корейском и японском языках.

Среди целей посещения библиотеки были указаны: работа со своими документами на территории библиотеки (43%), работа с книгами и журналами из фондов библиотеки на территории читального зала (33%), взять книги на абонементе (26%), работа за компьютером с ресурсами библиотеки (24%), работа со своим мобильным устройством в зоне Wi-Fi и провести свободное время (по 21%), поиск информации в каталогах и картотеках (13%), пообщаться с друзьями и сокурсниками (10%), получить консультацию библиотечного специалиста (6%).

Традиционными (карточными) каталогами пользуются 52% читателей и 45% не пользуются ими.

Обращает на себя внимание тот факт, что 76% опрошенных не знают о существовании в библиотеке дополнительных платных услуг.

Ответы на вопрос «Чего вам кажется недостаточным в библиотеке?» распределились следующим образом: зарубежных электронных ресурсов по своей тематике (19%), книг и журналов по своей тематике (16%), компьютерной техники для самостоятельной работы (15%), комфортных условий (13%), оцифрованных изданий из фонда библиотеки (8%) и российских электронных ресурсов по своей тематике (5%).

Компьютеры, предназначенные для читателей на территории библиотеки, используют для работы в Интернете (34%), используют с ресурсами, которые предлагает библиотека (28%), не используют (24%), работают на территории библиотеки с личным ноутбуком (18%), используют для работы с офисными программами (9%).

Более 70% читателей оценили доброжелательность, вежливость и компетентность персонала библиотеки. Более 40% оценили материально-техническое обеспечение библиотеки как отличное и в целом хорошее, оценку «удовлетворительно» поставили 12%. Информацию о деятельности библиотеки на сайте и в социальных сетях оценили 55% как «отлично», 34% - «хорошо» и 6% - «удовлетворительно», отметив неактуальность информации и отсутствие креатива. Есть небольшие замечания и к работе персональных компьютеров в читальных залах, с этой информацией будет работать отдел автоматизации библиотеки.

Благодарим всех, кто принял участие в нашем опросе! Постараемся учесть все ваши замечания и предложения для вашего комфортного пребывания в стенах Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова.

Подготовила:

зав. СНИКИ Ирина Кузьмина