Заседание Культурологического клуба «Диалог»

2 июля 2022 года в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова при отделе литературы по искусству прошло очередное заседание Культурологического клуба «Диалог» им. С. Н. Бройтмана. На заседании было рассказано о жизни и творчестве двух знаковых фигур XX века: Владимира Луговского и Алексея Лосева. Владимир Луговской – это поэтическое явление, не замеченное и не осознанное до нашего времени. Только проницательная Анна Ахматова отметила, что Луговской скорее мечтатель с горестной судьбой, он родился 1 июля 1901 года в Москве.

Отец - учитель литературы в гимназии, мать - певица. После учебы в Московском университете ушел в Красную Армию, окончил военно-педагогический институт. В 1926-м - первый сборник «Сполохи». Самым знаменитым его произведением в 20-х годах была «Песня о ветре». С волшебной воздушностью звучит «Курсантская венгерка», с почти киплинговской силой написан «Басмач». Во время войны В. Луговской оказался в глубоком кризисе - моральном и литературном. «Броненосец» советской поэзии, как шутили о нем, оказался не слишком бронированным. Выбрался он из этого кризиса своими последними книгами – «Солнцеворот», «Синяя весна», «Середина века», где раскрылась бездна не известных никому возможностей поэта.

Руководитель клуба Григорий Адаров, филолог, историк искусств, писатель, литературный критик, член «Клуба писателей Кавказа», рассказал о книге поэм В. Луговского «Середина века». Это двадцать семь поэм. В большинстве из них вы не найдете связного сюжета. Это чаще всплески (точнее - выплески) эмоций вокруг какого-нибудь врезавшегося в память эпизода, большого или малого.

Подробный анализ книги А. Лосева «Самое само» сделал Абдулгамид Курбанов. «Самое само» по сути, является логико-философским трактатом, который не исчерпывается учением о самости, а только начинается с него. На заседании клуба развернулась интересная дискуссия о роли личности, как символе времени, в котором она жила.

Отдел литературы по искусству