«Национальное достояние республики». Встреча с Исламом Амашевичем Казиевым

20 февраля в конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялась встреча молодежи с актером театра и кино, писателем, сценаристом и режиссером, заслуженным деятелем искусств РФ, заслуженным деятелем искусств РД, главным режиссером Дагестанского государственного кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова, автором романа «Кизиловая роща» и ряда повестей Исламом Амашевичем Казиевым.

Ислам Казиев — личность популярная не только в Дагестане, но и за его пределами: он снимался в фильмах нескольких киностудий, является заслуженным артистом Абхазии, его приглашали на Брехтовский фестиваль в Германию, в Турции не раз смотрели спектакли Кумыкского театра в его постановке… Да разве перечислишь все, что он воплотил в сценическом искусстве и на экране за полувековой творческий путь!

Заведующая отделом культурных программ Муслимат Абакарова рассказала о проекте Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова «Национальное достояние республики», в рамках которого молодые посетители встречаются с известными людьми Дагестана, внесшими большой вклад в развитие республики в области науки, культуры и общественной деятельности.

О творческой деятельности Ислама Амашевича Казиева рассказала главный библиотекарь отдела культурных программ Ольга Алиева. Родился Ислам Казиев 29 августа 1938 года в селе Костек Хасавюртовского района. В конце 60-х годов Ислам Казиев заявил о себе как режиссер, поставив на сцене Дагестанского Русского театра целую серию детских сказок. До этого он два года после Щукинского училища работал артистом Кумыкского театра. А в 1968 году, окончив режиссерский факультет ГИТИСА под руководством Анатолия Эфроса, приступил к режиссуре. Первые его постановки —  «Четыре близнеца», удостоенные диплома I степени на фестивале болгарской драматургии, «Чинчирака», «Бочка меда», «Приключения Чанду».

Режиссер сотворил настоящий праздник для дагестанской детворы, потому что спектакли были поставлены с выдумкой, ярко оформлены и блестяще сыграны. Как будто сговорившись, все стали величать Ислама Амашевича сказочником. Тем более что на праздничных капустниках, вечерах театральных деятелей и общенародных торжествах Ислам Казиев разыгрывал такие пародии на известных людей из мира искусства, политических деятелей, что получалась один в один точная копия с оригиналов, притом не только мужского, но и женского рода.

Однако сказки оказались увертюрой к основной тематике и жанровой структуре его постановок. И пошли одна за другой серьезнейшие пьесы разных авторов: современников и классиков. Так, были поставлены ставшие этапными «Итальянская баллада» и «Прошлым летом в Чулимске» А.Васильева, «Дуэнья», «Обвал», «Горянка». И все эти спектакли были поставлены на сцене Русского театра, стали достоянием всех дагестанцев. О них писали не только в газетах и журналах Дагестана, но и в «Советской культуре», в «Театральной жизни» и в журнале «Театр». А «Горянка» Р. Гамзатова жила на сцене Русского театра более 10 лет, и возили ее на гастроли от Прибалтики до Дальнего Востока, получая самые теплые отзывы зрителей и критики.

В 1974 году Ислам Казиев был назначен главным режиссером Кумыкского музыкально-драматического театра. Используя опыт и творческие традиции, заложенные и утвержденные в коллективе первым профессиональным режиссером Дагестана, народным артистом РСФСР Г. А. Рустамовым, И. Казиев не только развивает и обогащает их, но и закладывает новые художественно-эстетические направления и поднимает морально-нравственные проблемы. В свою очередь это приводит к открытию новых сценических форм и утверждению нового режиссерского почерка, выявлению неожиданных сторон и красок в актерских образах театра.

70–80-е годы в творчестве Ислама Амашевича были самыми продуктивными, самыми результативными. Его постановки «Материнское поле», «Сундук бедствий», «Что тот солдат, что этот…», «Медея», «Дуэнья», «Кровавая свадьба» и ряд других стали выдающимися событиями в театральной жизни республики, перевернувшими привычное представление о сценическом прочтении известных произведений драматургии.

Немалую роль в громком успехе и масштабности сценической интерпретации событий и образов пьес сыграло удивительное попадание в точку блистательно продуманной и содержательно оформленной, глубокомысленной сценографии талантливейшего художника, незабвенного Эдуарда Путерброта. Два творческих человека, жадных до экспериментов и философских размышлений над проблемами жизни и искусства, нашли друг друга и с удовольствием создавали горячие, неординарные спектакли, которые будоражили умы и сердца зрителей.

Характерной чертой режиссерских опытов И. Казиева становится стремление к жанровому многообразию поисков и воспитание артистов на разных, порой полярных художественно-стилистических произведениях, позволяющих вытащить богатый и многообразный арсенал актерских возможностей и средств, выявить потенциальные способности.

Активная творческая работа режиссера над классикой позволяет ему находить своеобразную и далеко не традиционную для дагестанского сценического искусства форму решения. Его лучшие спектакли богаты новыми, порой неожиданными пластическими и мизансценическими подходами, которые становятся своего рода ключом в прочтении отдельных смысловых пластов, ставят акценты в тех или иных сценах и эпизодах.

Сегодня, в ситуации затянувшейся паузы в развитии современной драматургии, Ислам Казиев вновь взялся за перо и начал сам писать пьесу для своего театра. Он вновь стал чаще обращаться к классике и переводным пьесам. Его постановки последних лет «Человек из Ламанчи», «Дикарь», «Богатая женщина», «Эркеч Али», «Асият» с успехом идут на сцене Кумыкского театра. А кафедра актерского мастерства, которой он руководит более 15 лет на факультете культуры ДГУ, подготовила не одну смену молодых актеров для национальных театров Дагестана.

Заслуженный деятель искусств РФ, кавалер ордена Дружбы Ислам Амашевич Казиев — художник неординарный, востребованный и любящий дело, которому служит. Наделенный здоровым чувством юмора, разносторонне одаренный, он заряжает молодежь творческой энергией и хорошим художественным вкусом, требователен к себе и к своим подопечным.

Ислам Казиев начал свой рассказ с воспоминаний о детстве, о том, как его мама, его учителя привили ему любовь книгам, искусству и определили его актерскую судьбу. Эмоциональные рассказы актера не оставила равнодушным присутствующих. Рассказывая о школьных и студенческих годах, он перевоплощался в героев своих спектаклей, пародировал своих педагогов и друзей.С большим интересом присутствующие в зале посмотрели отрывки из художественных фильмов, где снимался Ислам Казиев. Участники встречи внимательно слушали и аплодировали великому мастеру своего дела.

Его ученики, которые в дальнейшем стали коллегами, — заслуженный деятель искусств России Скандарбек Даниялович Тулпаров, заслуженный артист России Байсолтан Камилович Осаев, народный артист Республики Дагестан Имам Магомедович Акаудинов, член Союза писателей России, лауреат молодежной премии РД, заслуженный деятель искусств РД Багаутдин Анварович Аджиев тепло и сердечно отзывались о своем старшем товарище как о великом мастере, известном не только в России, но и за рубежом. Отмечали, что образы его героев на экране и на театральных подмостках уникальны и неповторимы.

Душевная доброта, отзывчивость и желание всегда прийти на помощь ближнему — далеко не все качества, присущие этому творческому человеку. Если студенты актерского отделения Дагестанского государственного университета, студенты колледжа культуры им. Б. Мурадовой хорошо знакомы с творчеством режиссера , актера и сценариста И. Казиева, то для студентов финансово-экономического колледжа, техникума дизайна, экономики и права эта встреча оказалась большим приятным подарком. Студенты активно задавали вопросы, на которые Ислам Амашевич отвечал с исчерпывающей полнотой и свойственным ему чувством юмора.

Педагог, заведующая кафедрой актерского мастерства Изумруд Шихабудиновна Алиева в своем выступлении рассказала, какую роль сыграл Ислам Казиев в ее судьбе как актрисы и педагога. Отметила, что актерское отделение факультета культуры — его детище. Много лет И. Казиев работал над тем, чтобы все дагестанские театры пополнялись молодыми кадрами. Мастер скрупулезно выявлял у каждого студента его творческий потенциал. Он является образцом достойного творческого, порядочного, честного дагестанца не только для будущих актеров, но и для всей молодежи республики.

И. Алиева поблагодарила работников отдела культурных программ Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова за столь интересный проект, так как эти встречи очень важны для воспитания у молодого поколения гордости за земляков, являющихся «Национальным достоянием республики».

В зале были оформлены книжные выставки из фонда отдела краеведческой и национальной литературы «Богатство души» и «Смысл жизни — театр».

Отдел культурных программ